Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
111 566,97  (+371,46%)
4 602,26  (+20,20%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

LetterOne Михаила Фридмана пытается взять Turkcell под контроль

11.09.2015, Ведомости
Компания Alfa Telecom Turkey (ATT), подконтрольная LetterOne Михаила Фридмана, Германа Хана и Алексея Кузьмичева, обратилась в турецкий совет по конкуренции с ходатайством о приобретении косвенного контроля над мобильным оператором Turkcell через Cukurova Holding. Об этом со ссылкой на сайт регулятора пишет Reuters. Факт подачи ходатайства подтвердил представитель LetterOne Стюарт Брузет.

В марте этого года ATT направила своему партнеру по Turkcell – турецкой группе Cukurova и госбанку Ziraat – оферту о покупке 51 акции компании Cukurova Telecom Holdings (CTH) по $54,9 млн за бумагу – в общей сложности за $2,8 млрд.

Структура акционеров Turkcell такова, что контрольный пакет в CTH гарантирует контроль над всей Turkcell. Пакет Cukurova эквивалентен 51% CTH или 13,76% Turkcell, остальными 49 акциями CTH владеет сама ATT.

Этой офертой ATT запустила механизм разрешения акционерного конфликта – так называемую «русскую рулетку». По соглашению акционеров Turkcell в случае возникновения между ними неразрешимых противоречий в сфере корпоративного управления один из совладельцев может предложить выкупить долю партнера по произвольной цене, а тот обязан либо согласиться, либо сделать встречное предложение по такой же оценке.

LetterOne пытается доказать, что такие противоречия возникли еще несколько лет назад, когда Cukurova не согласилась допустить ее представителей в наблюдательный совет Turkcell, в итоге совет был сформирован турецким правительством.

Cukurova публично на оферту ATT не отреагировала, но в апреле сообщила, что подала в лондонский международный арбитраж иск к ATT с обратным требованием – дать ей самой возможность выкупить долю ATT, но дешевле, чем указано в мартовской оферте.

Заявка в антимонопольное ведомство Турции подана заблаговременно, чтобы успеть обзавестись его решением к тому моменту, когда лондонский арбитраж вынесет вердикт по иску Cukurova к LetterOne, объяснил «Ведомостям» человек, близкий к одной из сторон спора.

По акционерному соглашению у Cukurova был месяц, чтобы либо согласиться с предложением ATT, либо сделать встречное предложение на таких же условиях. Причем отсутствие ответа должно было расцениваться как согласие продать пакет, объясняет собеседник «Ведомостей» (в соглашении сказано, что у второй стороны есть 30 дней. – «Ведомости»).

Поскольку формально Cukurova не ответила, LetterOne считает, что сделка должна состояться на ее условиях, знает он. Окончательная ясность наступит с решением лондонского арбитража, надеется собеседник: арбитраж должен определить, были ли у ATT основания обращаться к механизму «русской рулетки».

13 марта 2015 г. ATT предложила выкупить у Cukurova 51% CTH и на это предложение Cukurova должна была ответить до 14 апреля 2015 г., подтверждает Брузет. Хотя в суде Cukurova оспаривает то, что она приняла это предложение и должна продать свою долю, ATT подала ходатайство регулятору, чтобы защитить свои юридические права и позицию в надежде, что выиграет в суде, говорит Брузет.

Долгая история

Скандалы преследуют Turkcell c момента вхождения в ее капитал иностранных акционеров. В 2005 г. финско-шведская TeliaSonera договорилась о покупке доли Cukurova в Turkcell за $3,1 млрд. Но турки не исполнили соглашение, сочтя более выгодным предложение ATT: $1,59 млрд за долю в CTH плюс $1,7 млрд в виде кредита.

TeliaSonera долго судилась из-за этого пакета с Cukurova, а в 2010 г. договорилась о совместных действиях с ATT, обвинявшей Cukurova в неисполнении условий кредитного договора и пытавшейся истребовать залог – 51% CTH. Завершились эти споры только в 2014 г.