При этом, по словам всех собеседников «Ведомостей», из-за тяжелой экономической ситуации фонд испытывает проблемы с привлечением средств во второй фонд, который планировал открыть в этом году. Фактически Life.Sreda прекратит существование в том виде, в котором изначально создавался, заключают они.
По словам одного из них, недавно фонд покинул партнер Александр Иванов. Сам Иванов подтвердил это «Ведомостям», однако от дальнейших комментариев отказался. Собеседник «Ведомостей» говорит, что перед управляющим партнером Владиславом Солодким стоит задача «выйти из максимального количества проектов с выгодой, хотя бы минимальной, для фонда».
Финансовая группа Life контролируется АКБ «Пробизнесбанк» и объединяет в себе его активы: АКБ «Вуз-банк», АКБ «Экспресс-Волга», Национальный банк сбережений, Газэнергобанк, КБ «Пойдем!», «Пробизнес-девелопмент», факторинговую и коллекторскую компанию «Лайф» и КБ «Солидарность».
В августе 2012 г. группа основала венчурный фонд Life.Sreda со стартовым капиталом $10 млн, специализирующийся на инвестициях в мобильные и интернет-проекты в финансовой сфере.
В условиях «турбулентности» отечественного венчурного рынка фонд Life.Sreda замедляет инвестиционную активность в России (как и 90% российских венчурных фондов) и в ближайшее время не планирует инвестировать в российские стартапы, признает представитель фонда Анна Янчевская.
При этом Life.Sreda, как и любой фонд, всегда готов рассматривать предложения инвесторов для приобретения его зарубежных проектов на выгодных условиях, говорит она. Например, речь может идти о выходе из мобильного банка Moven и британского технологического фонда Anthemis Group.
С точки зрения инвестиций фонд сейчас интересуют только зарубежные рынки, преимущественно в Юго-Восточной Азии, рассказывает Янчевская.
При этом, по ее словам, Life.Sreda выделил 100 млн руб. на поддержку и усиление портфельных проектов в России, чтобы помочь им пережить текущую рыночную ситуацию. В том числе с этой целью фонд планирует объединить их в единую экосистему, которая, скорее всего, будет построена на базе компании LifePay, одного из самых успешных активов фонда.
По словам Янчевской, фонд Life.Sreda I был успешно закрыт в декабре прошлого года, его объем составил $40 млн, портфель насчитывает 15 проектов, последней сделкой были инвестиции в Rocketbank.
Процесс привлечения инвестиций во второй фонд, Life.Sreda II, еще идет, но медленнее, чем ожидал Life.Sreda, признает Янчевская. Объем привлеченных в него средств она не раскрывает, но говорит, что фонд будет инвестировать только в зарубежные проекты либо развивать уже существующие.
Управляющий партнер фонда Almaz Capital Александр Галицкий говорит, что «совершенно не удивлен» тому, что происходит с фондом Life.Sreda — сейчас у всех проблемы с привлечением новых средств.
Для российского венчурного рынка наступили непростые времена, констатирует управляющий партнер фонда Inventure Partners Антон Иншутин. Он говорит, что к концу этого года его объем сократится в 5-6 раз. То, что происходит в Life.Sreda, — один из первых признаков кризиса, наступившего в отрасли, считает Иншутин.
Замедление венчурного рынка было заметно еще в прошлом году. По оценке J’son & Partners Consulting, в 2014 г. объем российского венчурного рынка составил $447,5 млн. Эксперты отмечают существенное снижение инвестиционной активности по сравнению с 2013 г., объем нового финансирования за год сократился на 26%.