Российские алкогольные дистрибуторы продолжают диверсификацию бизнеса. Крупный импортер вина «Лудинг» хочет купить 50% Араратского коньячного завода, который выпускает премиальный бренд армянского коньяка «Урарту». Сделка позволит «Лудингу» заменить ушедшую из портфеля марку «Ной», чьими поставками теперь займется Beluga Group.
О том, что «Лудинг» планирует приобрести 50% Араратского коньячного завода в Армении, “Коммерсанту” сообщили в российской компании. Сделка должна закрыться в ближайшее время, ее стоимость не раскрывается. В результате «Лудинг» станет совладельцем премиального бренда коньяка «Урарту», который предполагается импортировать в Россию. Сейчас в магазинах армянских товаров напиток доступен примерно по 5 тыс. руб. за бутылку 0,5 л.
«Лудинг» основан в 1993 году Артуром Варжапетяном и Арменом Шахазизяном. В портфеле компании — виски Kentucky Gentleman, Lambay, водка Finsky, Naliboki, вино Chateau Fonplegade, G7 и др. Компании также принадлежит винодельческий завод в Краснодарском крае с прилегающими к нему свыше 1,2 тыс. га виноградников. Кроме того, «Лудинг» владеет сетью магазинов алкогольной продукции Drinx. По собственным данным, оборот «Лудинга» в 2019 году был 20 млрд руб., объем продаж — 76 млн бутылок.
Араратский коньячный завод может стать первой площадкой «Лудинга» по выпуску крепкого алкоголя.
Сейчас армянское предприятие полностью принадлежит местному бизнесмену Саргису Варжапетяну, сказано на сайте завода. В «Лудинге» уточнили, что Артур Варжапетян — его однофамилец. Помимо «Урарту» предприятие выпускает премиальный коньяк «Саргис» и др. Кроме того, заводу принадлежит 255 га земель. По оценке директора ЦИФРРА Вадима Дробиза, на заводе можно выпускать 28,5 тыс. дал коньяка, или 500 тыс. бутылок объемом 0,5 л. Стоимость 50% предприятия он оценивает в сумму до $5 млн. По данным эксперта, в 2019 году в Армении было произведено около 4 млн дал коньяка, что на 20% больше, чем годом ранее. На Араратском коньячном заводе на вопросы издания не ответили.
«Урарту» может стать заменой в портфеле «Лудинга» премиального коньяка «Ной», который выпускает ереванский коньячно-винно-водочный комбинат «Арарат». Ежегодно «Лудинг» импортировал около 300 тыс. дал этого бренда, который был одним из самых популярным в сегменте премиального коньяка. Но с марта 2020 года эксклюзивными поставками «Ноя» в РФ займется Beluga Group. В «Лудинге» подчеркивают, что покупка доли в армянском предприятии позволит компании полностью контролировать все процессы производства «Урарту» до ценообразования и реализации.
По данным ЦИФРРА, продажи коньяка в России в 2019 году выросли на 4%, до 11 млн дал. Большая часть — около 7 млн дал пришлось на российскую продукцию. При этом участники рынка отмечают растущую популярность армянского коньяка, доля которого уже превысила 20% в категории.
«Лудинг» начинал как импортер недорогих вин, ориентируясь на массового потребителя, вспоминает владелец агентства Kaufman Станислав Кауфман. Сейчас же у компании один из самых масштабных портфелей с большими возможностями по дистрибуции, отмечает он. По данным ЦИФРРА, в 2018 году «Лудинг» был вторым по объему импортером вина в России с долей 7% рынка (1,8 млн дал). Но, предупреждает господин Кауфман, потребители коньяка довольно консервативны и редко переходят на новые бренды. Среди наиболее популярных марок армянского напитка в РФ помимо «Ноя» — «Арарат», «Древний Эривань», «Кочари».