Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 885,87  (-1,37%)
1 128,95  (+1,66%)
6 439,32  (-27,59%)
109 956,55  (+165,21%)
4 553,93  (+201,51%)
68,80  (+1,07%)
Источник Investfunds

Лукойл думает выйти из одного из проектов на шельфе Норвегии

25.11.2016, Mergers.ru
По данным газеты «Коммерсант», ЛУКОЙЛ, который собирался расширять свое присутствие на шельфе Норвегии, может, напротив, выйти из одного из трех проектов в этом регионе.

ЛУКОЙЛ может выйти из проекта разработки блока 708 проекта Ornen на шельфе Норвегии, сообщил вице-президент компании Илья Мандрик. Компания вошла в него в июне 2013 года, получив 20%. Остальные доли принадлежат шведской Lundin Norway (40%, оператор разработки), North Energy (20%) и итальянской Edison (20%).

Первая скважина на лицензионном участке 708 была пробурена в 2015 году. Она, как пояснил господин Мандрик, дала результат, но открытое месторождение оказалось небольшим. "Положительной экономики не просматривается, и сейчас решается вопрос, продолжится ли работа",— сказал он.

К тому же одна из компаний — участников проекта уже решила из него выйти, так что сейчас стоит вопрос, будет ли кем-то приобретена доля в рамках акционерного соглашения, добавил господин Мандрик, не уточнив, кто именно выходит.

"То есть сейчас непонятно, сохранится ли совместное предприятие. Для того чтобы оно сохранилось, необходимо, чтобы кто-то выкупил эту долю или увеличил, а поскольку результат неоднозначный, а явных желающих нет, то, скорее всего, на этом блоке будут проблемы",— отметил он.

В том же регионе норвежской части Баренцева моря ЛУКОЙЛ участвует в разработке блока 719 (компании принадлежит 30%, остальное — у британской Centrica и North Energy).

В ЛУКОЙЛе отмечают, что блок 708 был стартовым проектом компании в Норвегии и подготовкой к 23-му лицензионному раунду, на котором ЛУКОЙЛ в мае получил 20% в перспективном участке PL858.

"И там мы уже рассчитываем на реальный результат и эффективность", — пояснил Илья Мандрик.

Участок PL858 (включает семь блоков) находится в бывшей "серой зоне" норвежского сектора Баренцева моря (разделена между Норвегией и Россией в 2011 году). ЛУКОЙЛ вместе с другими партнерами (норвежские Det Norske, Statoil и Petoro) в течение трех лет должен пробурить на участке разведочную скважину глубиной около 2 км.

Как сообщал  глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, первые разведочные скважины на норвежском шельфе компания планирует пробурить в конце 2017 — начале 2018 годов.

Он напоминал, что налоговое законодательство Норвегии компенсирует около 87% затрат на геологоразведочные работы, то есть риски по этим проектам "достаточно хорошо разделены между инвестором и государством".

По его словам, ЛУКОЙЛ рассматривает дальнейшее усиление присутствия компании в этом регионе.

Комментарий

Карен Дашьян из Advance Capital отмечает, что при текущих ценах на нефть есть большие сомнения в экономической целесообразности разработки шельфа, как российского, так и норвежского.

По его словам, даже если на участках ЛУКОЙЛа в Баренцевом море будут обнаружены большие запасы, сами по себе они "никому не нужны, так как главное — эффективность добычи".

В такой ситуации эксперт считает выход ЛУКОЙЛа из проекта разработки блока 708 логичным, чтобы компании не пришлось нести новые затраты для выполнения условий лицензии (проведение геологоразведки, бурение скважин и т.д.).

По его мнению, компания ничего не потеряет, так как сам по себе вход в подобные проекты почти ничего не стоит, а ключевые инвестиции делаются уже в разработку и обустройство месторождений.

Карен Дашьян считает, что расширять свое присутствие на норвежском шельфе для ЛУКОЙЛа есть смысл только в долгосрочной перспективе, учитывая, что у компании есть для этого экспертиза и опыт.

Но, подчеркивает он, активная стадия разработки подобных участков станет реальной только после изменения в лучшую сторону мировой конъюнктуры.