ЛУКОЙЛ может выйти из проекта разработки блока 708 проекта Ornen на шельфе Норвегии, сообщил вице-президент компании Илья Мандрик. Компания вошла в него в июне 2013 года, получив 20%. Остальные доли принадлежат шведской Lundin Norway (40%, оператор разработки), North Energy (20%) и итальянской Edison (20%).
Первая скважина на лицензионном участке 708 была пробурена в 2015 году. Она, как пояснил господин Мандрик, дала результат, но открытое месторождение оказалось небольшим. "Положительной экономики не просматривается, и сейчас решается вопрос, продолжится ли работа",— сказал он.
К тому же одна из компаний — участников проекта уже решила из него выйти, так что сейчас стоит вопрос, будет ли кем-то приобретена доля в рамках акционерного соглашения, добавил господин Мандрик, не уточнив, кто именно выходит.
"То есть сейчас непонятно, сохранится ли совместное предприятие. Для того чтобы оно сохранилось, необходимо, чтобы кто-то выкупил эту долю или увеличил, а поскольку результат неоднозначный, а явных желающих нет, то, скорее всего, на этом блоке будут проблемы",— отметил он.
В том же регионе норвежской части Баренцева моря ЛУКОЙЛ участвует в разработке блока 719 (компании принадлежит 30%, остальное — у британской Centrica и North Energy).
В ЛУКОЙЛе отмечают, что блок 708 был стартовым проектом компании в Норвегии и подготовкой к 23-му лицензионному раунду, на котором ЛУКОЙЛ в мае получил 20% в перспективном участке PL858.
"И там мы уже рассчитываем на реальный результат и эффективность", — пояснил Илья Мандрик.
Участок PL858 (включает семь блоков) находится в бывшей "серой зоне" норвежского сектора Баренцева моря (разделена между Норвегией и Россией в 2011 году). ЛУКОЙЛ вместе с другими партнерами (норвежские Det Norske, Statoil и Petoro) в течение трех лет должен пробурить на участке разведочную скважину глубиной около 2 км.
Как сообщал глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, первые разведочные скважины на норвежском шельфе компания планирует пробурить в конце 2017 — начале 2018 годов.
Он напоминал, что налоговое законодательство Норвегии компенсирует около 87% затрат на геологоразведочные работы, то есть риски по этим проектам "достаточно хорошо разделены между инвестором и государством".
По его словам, ЛУКОЙЛ рассматривает дальнейшее усиление присутствия компании в этом регионе.
Карен Дашьян из Advance Capital отмечает, что при текущих ценах на нефть есть большие сомнения в экономической целесообразности разработки шельфа, как российского, так и норвежского.
По его словам, даже если на участках ЛУКОЙЛа в Баренцевом море будут обнаружены большие запасы, сами по себе они "никому не нужны, так как главное — эффективность добычи".
В такой ситуации эксперт считает выход ЛУКОЙЛа из проекта разработки блока 708 логичным, чтобы компании не пришлось нести новые затраты для выполнения условий лицензии (проведение геологоразведки, бурение скважин и т.д.).
По его мнению, компания ничего не потеряет, так как сам по себе вход в подобные проекты почти ничего не стоит, а ключевые инвестиции делаются уже в разработку и обустройство месторождений.
Карен Дашьян считает, что расширять свое присутствие на норвежском шельфе для ЛУКОЙЛа есть смысл только в долгосрочной перспективе, учитывая, что у компании есть для этого экспертиза и опыт.
Но, подчеркивает он, активная стадия разработки подобных участков станет реальной только после изменения в лучшую сторону мировой конъюнктуры.