Ранее «Лукойл» участвовал в тендере на разработку «Западной Курны-1» и проиграл ее ExxonMobil и Shell. Вскоре после этого российской компании удалось получить право на участие в соседнем проекте «Западная Курна-2». Тогда глава компании Вагит Алекперов говорил о том, что в дальнейшем экономически целесообразно интегрировать оба месторождения в единую инфраструктуру.
Шансы «Лукойл» получить и «Западную Курну-1» резко увеличились, когда иракские власти стали вводить санкции против ExxonMobil якобы из-за того, что компания подписала ряд контрактов по геологоразведке углеводородов с Курдистаном, не признаваемым Ираком. «Возможно, что Shell или любая другая компания может заменить Exxon в проекте разработки «Западной Курны-1», — говорил в конце 2011 года глава отдела лицензирования Министерства нефти Ирака Абдула-Махди аль-Амиди. Тогда же, предположительно, «Лукойл» вёл переговоры о покупке доли ExxonMobil в «Западной Курне-1».
Объявив 9 ноября 2012 года о своем выходе из проекта, ExxonMobil предложила свою долю еще четырем компаниям: BP, Shell, CNPC и Eni. Кроме «Лукойл» другим российским компаниям предложений о покупке не поступало. В конце октября вице-президент «Лукойл» Леонид Федун отмечал, что у компании нет финансовых средств для того, чтобы принять участие в таких крупных проектах в настоящий момент.
«Западная Курна-1» — крупное нефтяное месторождение в Ираке, относится к нефтегазоносному бассейну Персидского залива, находящегося в южной части Ирака. Является северной частью Румайлы, открыто в 1999 году. Запасы составляют 8,7 млрд барр. нефти. Месторождение дважды выставлялось на продажу. В июне 2009 года аукцион был признан несостоявшимся. В настоящее время месторождение разрабатывается американской компанией ExxonMobil (60%), британской Shell (15%) и государственной иракской North Oil Company (25%). Объем добычи составляет 370 тыс. барр. в сутки.
В конце октября вице-президент «Лукойл» Леонид Федун отмечал, что у компании нет финансовых средств для того, чтобы принять участие в таких крупных проектах в настоящий момент.
Впрочем, аналитик Александр Назаров из Газпромбанка уверен, что средств у «Лукойл» на «Западную Курну-1» хватит. «Но вопрос в том, захочет ли компания концентрировать капитал двух крупных проектов в таком нестабильном регионе, как Ирак», — рассуждает он. К тому же, отмечает аналитик, если сделка состоится, «Лукойл» впервые станет обладателем контролирующего пакета в большом зарубежном проекте. По его словам, в случае возникновения политических проблем компании придется рисковать внушительной долей своего бизнеса.
Аналитики затрудняются назвать точную сумму, которую придется заплатить претенденту. По мнению аналитика Raiffeisenbank Андрея Полищука, она будет состоять из объема инвестиций, которые ExxonMobil уже вложила в развитие «Западной Курны-1», и небольшой премии за вхождение в проект. Скорее всего, стоимость доли превысит $1 млрд., считает эксперт.