По данным газеты «РБК daily», «Лукойл», имеющий преимущественное право на выкуп доли ВР в Каспийском трубопроводном консорциуме (КТК), уже почти договорился с британской компанией. В КТК российская и британская компании представлены через совместное предприятие Lukarco (владеет 12,5% акций консорциума). Однако ОАО «Лукойл» предстоит еще получить одобрение властей Казахстана. Для окончательного решения этого вопроса, в последних числах апреля, глава российской компании Вагит Алекперов посетит Казахстан, где встретится с президентом страны Нурсултаном Назарбаевым. «Надеюсь, что мы получим положительный ответ», — сказал Вагит Алекперов.
Напомним: о том, что ВР может продать свою долю в КТК (19% в СП с «Казмунайгаз» — Kazakstan Pipeline Ventures LLC, 46% — Lukarco), стало известно в сентябре прошлого года. Компания не была согласна с условиями финансирования трубопровода и предложением о расширении его мощности. В результате британцы сначала должны были предложить свою долю партнерам по совместным предприятиям, через которые они участвует в консорциуме, то есть «Казмунайгаз» и «Лукойл». Сделка от продажи пакета акций казахским партнерам завершилась уже в декабре, а ВР получила $250 млн. Переговоры же с российской компанией затянулись.
Кроме того, по некоторым данным, «Казмунайгаз» хотел приобрести долю британской компании в Lukarco, поскольку она включает не только акции КТК, но и долю в нефтедобыче «Тенгизшевройл». Астана также рассматривала возможность приобретения части 7-процентного пакета Омана, проданного России. Однако вскоре интерес к нему угас.
Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) — международная акционерная компания, построившая и эксплуатирующая нефтепровод КТК, который соединяет месторождения Западного Казахстана (Тенгиз, Карачаганак) с российским побережьем Чёрного моря (терминал Южная Озереевка около Новороссийска). Протяжённость нефтепровода — 1510 км.Мощность первой очереди — 28,2 млн т. нефти в год, в том числе 22 млн т. по нефти каспийского происхождения.
Полная пропускная способность была достигнута к середине 2004 г. В ноябре 2004 года КТК начал принимать российскую нефть на Кропоткинской НПС в Краснодарском крае. Изначально проект разрабатывался с тем расчётом, что его первоначальная пропускная способность будет увеличена до 67 млн тонн нефти в год. Для этого необходимо построить новые перекачивающие станции, нефтехранилища на терминале в районе Новороссийска и установить ещё одно выносное причальное устройство.
Акционеры консорциума: Россия — 31 %, Акции находятся в доверительном управлении АК «Транснефть», Казахстан — 19 %, «Chevron Caspian Pipeline Consortium Company» — 15 %, LUKARCO B.V. (совместное предприятие «Лукойл» и British Petroleum) — 12,5 %, Rosneft-Shell Caspian Ventures Ltd — 7,5 %, Mobil Caspian Pipeline Company (структура ExxonMobil) — 7,5 %, Agip International N.V. (структура итальянской Eni) — 2 %, BG Overseas Holding Ltd — 2 %, Kazakhstan Pipeline Ventures LLC — 1,75 % и Oryx Caspian Pipeline LLC — 1,75 %.
Редактор по каспийскому региону RusEnergy Игорь Ивахненко полагает, что казахские власти не будут противиться сделке «Лукойл» и ВР, хотя их интерес к увеличению доли в консорциуме, безусловно, сохраняется. «Финансовое положение в Казахстане не настолько плохое, но и не настолько хорошее, чтоб совершать еще какие-то покупки», — говорит он.
В результате этой покупки «Лукойл» увеличит свою долю в перспективном месторождении Тенгиз до 5%, говорит аналитик ИФД «КапиталЪ» Виталий Крюков. По его оценке, добыча здесь может удвоиться в среднесрочной перспективе, что позволит «Лукойл» извлечь серьезные экономические выгоды, которые с учетом будущего восстановления цен на нефть более чем окупят расходы компании на выкуп акций BP. Однако кроме всего прочего российской компании придется взять на себя также и большую долю финансирования по расширению КТК, добавляет он.