На этот участок претендовала и «Роснефть». Ее представитель не ответил на запрос «Ведомостей».
По условиям конкурса победителем признается компания, предложившая лучшие условия освоения участка. Если они равноценны, то побеждает компания, предложившая наибольший размер разового платежа.
Если и платежи равны, то применяется дополнительный критерий – наибольший вклад в социально-экономическое развитие территории. «Лукойл» заплатил за участок 2 млрд руб. (в 600 раз больше стартового платежа), сообщил Донской. Представитель Минприроды не ответил на запрос.
Участок площадью 3 800 кв. км расположен в Таймырском Долгано-Ненецком районе Красноярского края. Его прогнозные извлекаемые ресурсы нефти по категории D2 – 4,5 млн т, газа – 9,3 млрд куб. м, конденсата – 0,5 млн т (данные на начало 2009 г.). Лицензия будет выдана «Лукойлу» на 27 лет.
Весь Восточно-Таймырский участок, кроме сухопутной части, включает транзитные воды и шельф моря Лаптевых (Хатангский залив). Его прогнозные ресурсы нефти по категории D2 оценивались в 351,1 млн т.
«Лукойл» давно им заинтересовался. Еще в 2013 г. президент компании Вагит Алекперов рассказывал президенту Владимиру Путину, что компания готова вести там геологоразведку. Там «900 км до всех коммуникаций, до всех городов, с вашего одобрения мы начали бы детальную проработку, чтобы приступить к формированию там инфраструктуры», говорил Алекперов.
В феврале 2015 г. Алекперов вновь обсуждал это с Путиным. «Лукойл» может построить в регионе грузовой терминал для отгрузки нефти подобно Варандейскому в Печорском море. Путин обещал поддержку.
Но так как доступ на шельф имеют только государственные «Роснефть» и «Газпром», «Лукойл» не мог претендовать на весь участок. Роснедра несколько раз откладывали проведение тендера, а затем решили продать только его сухопутную часть.
«Есть вполне рациональное зерно в том, что выставлена часть участка. В первую очередь мы хотели привлечь большее количество участников. Если бы был участок с шельфом, то претендентов было бы гораздо меньше», – говорил Донской.
Планируемый объем инвестиций на участке представитель «Лукойла» не назвал. Ранее Алекперов оценивал стоимость одной скважины здесь в $200 млн.
С 2010 до 2013 г. добыча нефти «Лукойла» в России падала из-за истощения западносибирских месторождений. «Западная Сибирь – это провинция, которая находится на четвертой стадии разработки. Там уже 96% воды. Стабилизировать Западную Сибирь сейчас архисложно», – говорил Алекперов в интервью «Ведомостям».
В 2014 г. добыча компании в России выросла на 1% до 86,3 млн т, а общая добыча составила 97,2 млн т (+6,7%). «Лукойл» давно хотел выйти в Восточную Сибирь.
В 2013 г. Алекперов говорил, что компания готовит заявки на три блока в этом регионе: «Мы нацелены на геолого-разведочные блоки Восточной Сибири, планируем выходить на конкурсы». Другая цель «Лукойла» – выйти на шельф. Сейчас правительство обсуждает этот вопрос.
По его словам, окупаемость такого проекта при текущих ценах на нефть весьма спорная, а инвестиции в него будут большие. Но этот проект для «Лукойла» – задел на будущее и возможность для роста добычи в России, считает он.
Совсем недалеко от Восточно-Таймырского участка находится месторождение «Победа» в Карском море («Роснефть» и ExxonMobil). «Роснефть» категорически против появления новых участников на шельфе. В нераспределенном фонде недр осталось мало месторождений, поэтому конкуренция среди нефтяников растет, заключает Корнилов.