По данным газеты «Коммерсант», ЛУКОЙЛ в ближайшее время может избавиться от своего последнего актива на Украине — простаивающего с 2012 года нефтехимического завода "Карпатнефтехим".
Украинский регулятор уже одобрил сделку по его покупке бизнесменами Ильханом Мамедовым и Игорем Щуцким. Запустить предприятие те собираются еще до лета, но пока не ясно, как они будут решать налоговые вопросы и проблемы с поставками сырья.
Антимонопольный комитет Украины 9 февраля 2017 года сообщил, что разрешил Ильхаму Мамедову через Xedrian Holding Ltd (Кипр) купить свыше 50% Lukoil Chemical B.V. (входит в ЛУКОЙЛ).
Эта компания владеет нефтехимическим заводом "Карпатнефтехим" (основная продукция — этилен, полиэтилен, винилхлорид, каустическая сода, хлор и суспензионный ПВХ). Господин Мамедов возглавлял "ЛУКОЙЛ-Украину" с ноября 2014 года.
Еще 25% предприятия украинский регулятор разрешил купить компании Techinservice Limited (Великобритания), не раскрывая конечного бенефициара. По данным британского реестра, им является украинский бизнесмен Игорь Щуцкий, который подтвердил украинским СМИ свое участие в сделке.
По его словам, в целом "Карпатнефтехим" был оценен в $25 млн с учетом высокого долга. ЛУКОЙЛ оценивал стоимость завода в $100-300 млн. Осведомлённые источники подтверждают, что актив был продан "за копейки".
В ЛУКОЙЛе продажу "Карпатнефтехима" не комментируют. В сентябре глава компании Вагит Алекперов говорил "Ъ", что ЛУКОЙЛ пока не рассматривает продажу актива, так как без его участия "они просто не смогут запустить предприятие".
Это последний актив ЛУКОЙЛа на Украине, оставшийся после того, как компания продала в 2013-2014 годах Одесский НПЗ и сеть АЗС. Но из-за проблем с поставками сырья и налоговыми спорами с Киевом "Карпатнефтехим" простаивает с 2012 года.
Российская компания была готова поставлять сырье (дизтопливо), но ей были нужны партнеры, которые бы разделили риски. Также ЛУКОЙЛ безуспешно вел переговоры с Минэнерго Украины по гарантиям возврата НДС (около $40-50 млн в год).
Как новые владельцы собираются решать эти проблемы, пока не ясно, но они планируют запустить завод уже в апреле-мае.
Изначально "Карпатнефтехим" получал сырье по нефтепродуктопроводу Самара-Западное направление (оператор трубы — структура "Транснефти" "Прикарпатзападтранс"). Но с 2011 года вокруг трубы начались споры с украинскими властями, которые настаивали на ее национализации.
"Траснефть" остановила прокачку нефтепродуктов, а после окончательного проигрыша в украинских судах в марте 2015 продала "Прикарпатзападтранс" швейцарской International Trading Partners. С конца 2016 года "Транснефть" возобновила поставки дизеля в этом направлении, но в куда меньшем объеме.
Источники на рынке отмечают, что, даже если поставки дизеля на "Карпатнефтехим" можно возобновить — из России либо реверсом или свопом из Венгрии, производство едва ли будет рентабельным.
Глава Rupec Андрей Костин сомневается, что запуск "Карпатнефтехима" возможен на дизельном топливе европейского происхождения, так как себестоимость будет слишком высокой.
К тому же, говорит он, в случае использования дизеля в качестве сырья на выходе получается мало этилена, на который есть спрос, и много пропилена, ароматики и смолы, которые будет сложно продать.
Источники, знакомые с ситуацией, полагают, что наиболее перспективным вариантом может стать переработка на "Карпатнефтехиме" сжиженного углеводородного газа (СУГ), что стало возможным после проведенной ЛУКОЙЛом модернизации завода незадолго до его остановки.
В пользу этого варианта говорит то, что в конце 2016 года Верховная рада отменила акциз на СУГ и некоторые виды дизтоплива для нужд "Карпатнефтехима".