Постоянная палата арбитражного суда в Гааге частично удовлетворила иск к России Group Menatep Limited (GML), представляющей интересы акционеров ЮКОСа, среди которых Леонид Невзлин и Владимир Дубов. Суд решил, что им положена выплата $50 млрд, поскольку Россия нарушила 45-ю статью Энергетической хартии и экспроприировала активы ЮКОСа.
Свой ущерб GML оценила в $114 млрд. Решение суда озвучил Тим Осборн, руководитель GML. По его словам, арбитраж подтвердил, что действия в отношении ЮКОСа мотивировались «не желанием собрать больше налогов, а обанкротить ЮКОС в интересах государства и людей из «Роснефти».
«Роснефть» уже заявила, что ознакомилась с решением суда и считает, что к ней не могут быть предъявлены какие-либо требования в связи с опубликованными решениями «или что указанные решения могут негативно отразиться на коммерческой деятельности или активах компании». Об этом говорится в сообщении управления информационной политики «Роснефти» на сайте компании.
«Роснефть» не являлась стороной, не участвовала в указанных спорах и не является ответчиком по опубликованным решениям. «Роснефть» полагает, что все ее сделки по приобретению бывших активов ЮКОСа, а также все иные ее действия в отношении «ЮКОСа были полностью правомерными и были совершены в соответствии с применимым законодательством», — говорится в этом сообщении.
Адвокат истцов Эмманюэль Гайар рассказал, что решение Гаагского суда было вынесено 18 июля, однако находилось под эмбарго по запросу российской стороны. Он процитировал выдержки из решения суда о том, что российская сторона «совершила полномасштабную атаку на ЮКОС и на бенефициаров с целью обанкротить компанию и овладеть ее активами и одновременно удалить Ходорковского с политической арены». Представитель истцов вместе с тем поблагодарил ответчика за оказанное содействие на протяжении всего судебного процесса.
Бывший руководитель ЮКОСа Михаил Ходорковский удовлетворен решением Международного арбитражного суда. По мнению Ходорковского, это первый независимый суд, который изучил дело ЮКОСа «во всей полноте». Он добавляет, что «дело ЮКОСа от начала и до конца есть неприкрытое разграбление успешной компании окологосударственной мафией». При этом он подтвердил, что не является стороной в этом судебном процессе и не претендует на какие-либо личные финансовые выгоды от его результатов.
Леонид Невзлин, бенефициар фракций, которым принадлежит Group Menatep Limited (GML), выигравшая в суде в Гааге $50 млрд компенсации от России, заявил, что не ожидал, что компенсация будет такой большой. Он сказал, что удовлетворен решением арбитража в пользу бывших акционеров ЮКОСа. «Я, конечно, не ожидал, что Group Menatep Limited выиграет полную сумму, но и не ожидал, что такую большую, то есть это как бы некий подарок», — сказал он. Также Невзлин доволен тем, что трибунал признал, что Российская Федерация «нелегально экспроприировала нефтяную компанию ЮКОС».
Судебный процесс по делу ЮКОСа в суде Гааги не завершен и Россия будет отстаивать свои права, заявил сегодня - 28 июля 2014 года на брифинге министр иностранных дел России Сергей Лавров. «Судебный процесс не завершен, предусмотрены апелляции, и российская сторона, а также те ведомства, которые представляют Россию в этом процессе, будут использовать все имеющиеся правовые возможности для отстаивания своей позиции», — подчеркнул он.
Тим Осборн не исключил подачи иска против BP как акционера «Роснефти» в случае неисполнения Россией обязательств по выплате $50 млрд. На пресс-конференции он заявил, что рассчитывает получить компенсацию от России «своевременно».
Гайар, в свою очередь, сказал, что если Россия компенсацию не выплатит сразу, то истцам предстоит «очень длинный процесс по возвращению денег». По его словам, решение будет приниматься отдельно по каждому активу. Он также не исключил, что если будет принято решение, что «Роснефть — alter ego России» в этом процессе, то в возвращении средств истцам могут быть использованы и активы «Роснефти». «Это вопрос — является ли “Роснефть” alter ego государства», — сказал Гайар.
По словам представителей бывших акционеров, в контексте судебного решения «Роснефть» была признана таким alter ego. «В этом деле — да. В своих интересах и в интересах «Газпрома». Гайар считает, что взыскания по иску могут быть наложены на коммерческие активы государства или активы, которые будут признаны «инструментарием государства». «Что именно считать инструментом государства в данном случае, должны будут решить суды национальных юрисдикций», — сказал юрист.
18 июля суд единогласно решил удовлетворить требования GML. Суд, по информации издания, признал ущерб в размере $50,02 млрд. Также Россия должна оплатить издержки судебного процесса в размере $65 млн.
В 2003 г. российские власти обвинили руководство ЮКОСа в экономических преступлениях. Ряд руководителей компании по решению суда были приговорены к лишению свободы в основном за мошенничество и уклонение от уплаты налогов. Впоследствии ЮКОС обанкротился, а его активы отошли государственной «Роснефти».
В 2005 г. акционеры концерна — Yukos Universal и Hulley Enterprises, а также присоединившийся к ним впоследствии пенсионный фонд Veteran Petroleum — обратились в Третейский суд Гааги с иском о возмещении убытков из-за банкротства ЮКОСа, обвиняя Россию в нарушении Энергетической хартии.
Этот документ, который Россия подписала в 1994 г., в том числе защищает инвестиции в энергетический сектор, запрещает дискриминацию, нечестное и пристрастное судопроизводство. В иске GML говорится, что Россия нарушила эти требования, разоряя ЮКОС при помощи избирательного применения законов, что привело к незаконной экспроприации имущества компании.
Россия, подписывая хартию, открыто заявляла, что не станет ратифицировать документ до тех пор, пока не будет урегулирован ряд связанных с ним вопросов. Однако в конце 2009 г. Третейский суд Гааги вынес решение, что хартия может быть применена, так как Москва поставила свою подпись под документом. Кроме того, GML и ее дочерние компании являются иностранными инвесторами и поэтому находятся под защитой документа.
Суд дал России время на выплаты до 15 января 2015 г. После этого начнется начисление процентов. В течение десяти дней с 28 июля Россия может обратиться в суды Голландии, на территории которой рассматривался иск, с заявлением об аннулировании решения.