По данным газеты «Ведомости», компания МТС изучает доступные возможности выхода на рынок Казахстана. В рамках данной задачи МТС интересуется казахстанской «Казахтелеком» (MTS). Владельцы как государственного, так и негосударственного пакета (группа инвесторов из Казахстана) в MTS знают об интересе МТС точно и предметно.
Пресс-секретарь «Казахтелеком» Балжан Ильбисинова утверждает: MTS «не продается». «Мы приобрели [третью GSM] лицензию и запустили сеть Neo, в частности, потому, что на рынках СНГ наблюдается отток абонентов из сетей фиксированной связи в сотовые сети», — объясняет Ильбисинова. Инвестиции в MTS, по ее словам, уже составили $230 млн. Впрочем, представитель «Казахтелеком» признает, что владеть долями в двух GSM-операторах одновременно ее компания не намерена. «Мы привлекли независимую консалтинговую компанию, которая разработает программу, чтобы не существовало дублирования и конкуренции между нашими дочерними компаниями», — рассказывает она. Предполагается, что в соответствии с этой программой в следующем году «должны произойти изменения в группе «Казахтелеком»: «нам предложат или продавать, или покупать [активы]».
Местный монополист фиксированной связи «Казахтелеком» владеет долями в двух из трех местных GSM-операторов — 49% «GSM Казахстан» (бренд K'Cell, контролируется шведско-финской TeliaSonera) и 51% Mobile Telecom Service (MTS, бренд Neo).
Представители «Вымпелком», который вышел в Казахстан еще осенью 2004 г., купив местную компанию «Кар-тел», считают логичным возможный выход на этот рынок МТС. Казахстан остается одной из наиболее перспективных стран с точки зрения экономического развития, замечает ведущий менеджер по связям с общественностью «Вымпелком» Артем Минаев. Правда, на первоначальном этапе МТС могут потребоваться крупные инвестиции, предупреждает он: уровень проникновения мобильной связи в Казахстане уже высокий, а конкуренция жесткая. В конце сентября услугами сотовой связи в стране пользовалось 75% жителей (в Казахстане проживает около 15 млн человек), подтверждает партнер ACM-Consulting Антон Погребинский.
Управляющий партнер Comnews Research Оксана Панкратова оценивает каждого абонента MTS в $700-800 — в таком случае 100% этого оператора могут стоить $126-144 млн. «Очевидно, МТС заинтересована как можно быстрее выйти на рынок Казахстана, четвертый по численности жителей в СНГ (после России, Украины и Узбекистана), уступающий по уровню ВВП на душу населения только России и Украине», — замечает Панкратова, допуская: «Казахтелеком» не станет торопиться с продажей MTS, поскольку надеется выручить за нее как можно больше.