МТС купил 68,81% в сервисе краткосрочной аренды электросамокатов «Юрент», сообщил Forbes представитель оператора.
Сумму сделки стороны не раскрывают. Она будет зависеть от финансовых результатов сервиса за 2024-2025 годы, рассказали в «Юренте». По словам источника, знакомого с деталями, она составила около 6 млрд рублей. 100% «Юрента» оценили в 7-8 млрд рублей, но к концу 2025-го оценка компании может вырасти до 9-11 млрд рублей, а вслед за ней и сумма сделки, добавил источник Forbes. Основатель венчурного фонда Startup Lab Федор Яковлев оценивает продажу доли в 5-9 млрд рублей.
По итогам сделки доля МТС в сервисе выросла до 80,58% и стала контрольной. 11,03% осталось у одного из инвесторов компании — венчурного фонда VEB Ventures, созданный ВЭБ.РФ, 9,2% — у жены сооснователя компании Андрея Колесника Ольги Стефанюк. По словам представителя «Юрента», она не планирует продавать свою долю в ближайшей перспективе: «Она верит в дальнейший рост компании — в том числе благодаря поддержке МТС». В пресс-службе ВЭБ.РФ подчеркнули, что на данном этапе выход VEB Ventures из компании не планировался.
«Юрент» уже доступен по подписке МТС Premium. В течение года его «полностью» интегрируют в экосистему МТС. А пользователи смогут авторизоваться в сервисе по МТС ID, использовать баллы МТС Cashback и др. Команда «Юрента», включая ее основателей, продолжит работать над продуктом.
Андрей Колесник вместе с партнерами Андреем Калининым и Иваном Туринге зарегистрировал ООО «Юрентбайк» в феврале 2018 года. К концу года сервис привлек 12 млн рублей от создателей приложения «Сравни такси» Андрея Азарова и Михаила Гейшерика. В 2020-м они вместе с сооснователем и гендиректором креативного агентства Possible Андреем Виноградом и другими бизнес-ангелами инвестировали еще 150 млн рублей.
Весной 2020 года «Юрент» приобрел сервис велошеринга Lucky Bike предпринимателя Ильи Тимаховского — он получил долю в «Юренте» и стал директором по развитию компании. В апреле 2021 года 250 млн рублей в «Юрент» вложил фонд Sistema SmartTech, созданный АФК «Система» (материнская компания МТС), 400 млн рублей компания привлекла от действующих и новых частных инвесторов. В 2021 году «Юрент» также привлек заем в размере 300 млн рублей от структур «Сбера» и «Ситимобила» (входило в «О2О Холдинг», СП «Сбера» и VK) и кредит на сумму 400 млн рублей от Сбербанка.
В начале 2022 года сервис провел еще один раунд, в ходе которого получил 650 млн рублей от VEB Ventures, а также 740 млн рублей от МТС. Еще 700 млн рублей должен был инвестировать ближневосточный фонд VPE Capital, но после февраля 2022 года тот отказался от участия в раунде, рассказали Forbes в «Юренте». По словам источника Forbes, знакомого с деталями сделки, инвесторы тогда оценили компанию в 7,5 млрд рублей. По итогам 2022-го выручка компании выросла с 1,3 млрд рублей до 2 млрд рублей год к году, а чистая прибыль составила 9,4 млн рублей против убытка 75 млн рублей годом ранее, следует из данных СПАРК.
На конец 2023 года МТС принадлежали 11,77% в юрлице ООО «Юрентбайк». 29,51% владела Стефанюк, еще 2,91% — Калинин. Остальные 55,81% были распределены между инвесторами «Юрента»: 18,75% владело ООО «Урбан мобилити» (принадлежит бизнес-ангелам, которые вложились в компанию в 2020 году), 11,03% — VEB Ventures, 8,77% — Азаров, 8,37% — Sistema SmartTech, 4,34% — бизнес-ангел Вячеслав Ушаков, 3,08% — Гейшерик, 1,41% — Виноград.
Сейчас сервис управляет флотом из порядка 100 000 электросамокатов в 124 городах России по собственной и франчайзинговой модели. По собственным данным, оборот «Юрента» за 2023 год составил более 7 млрд рублей. Выручку и прибыль компания планирует раскрыть в марте 2024 года.