Представитель Mail.ru Group Мадина Таюпова говорит, что процесс объединения идет давно: оба мессенджера постепенно переходят на единую платформу и их пользователи могут полноценно взаимодействовать друг с другом: добавлять в друзья, обмениваться сообщения, файлами, стикерами, созваниваться.
Действительно, Mail.ru Group начала технически объединять «Агент Mail.Ru» и ICQ еще в 2011 г. – спустя год после приобретения последней. Причем основой стала технологическая платформа «Агент Mail.Ru», рассказывали тогда близкие к Mail.ru Group источники. Однако теперь речь идет об объединении брендов: компания будет развивать мессенджер как единый продукт, говорит топ-менеджер группы.
Когда произойдет переход на бренд ICQ, пока непонятно. Принудительно переводить пользователей на ICQ компания не будет: оба мессенджера будут работать, но ICQ компания будет развивать как приоритетный продукт, говорит Таюпова.
Mail.ru Group параллельно развивает два мессенджера с 2010 г. Проект «Агент Mail.Ru» разрабатывался в компании с 2003 г.: сначала это был мессенджер для персональных компьютеров и ноутбуков, а в 2008 г. появилась первая мобильная версия «Агента» для смартфонов Nokia. С 2010 г. «Агент Mail.Ru» доступен и на других мобильных ОС.
В том же 2010 г. фонд DST Юрия Мильнера приобрел ICQ у американской AOL за $187,5 млн. Впоследствии часть активов DST, включая ICQ, была переведена в Mail.ru Group.
Когда-то ICQ был первым и самым популярным мессенджером в мире. Он был запущен в 1996 г., а год спустя его аудитория уже составляла 7 млн человек при общей аудитории интернета на тот момент в 70 млн пользователей (данные IDC).
Но постепенно мессенджер стал терять популярность. Так, летом 2010 г. ICQ обслуживал 42 млн пользователей в мире, в июне 2011 г. – 30,8 млн, в 2012 г. – 15,9 млн, в 2013 г. – 11 млн.
По данным Mail.ru Group, в мае 2015 г. мировая аудитория ICQ составила 11 млн пользователей в месяц, «Агент Mail.Ru» – 18,8 млн. Из данных TNS следует, что самые популярные мобильные мессенджеры в России – WhatsApp, Viber, Skype, Google Hangouts. Данные по аудитории мессенджеров для обычных ПК и ноутбуков TNS не учитывает.
Объединение мессенджеров приведет к снижению затрат на разработку и уменьшению внутренней конкуренции между двумя проектами, говорит предправления «Финама» Владислав Кочетков. Кроме того, возможно, это поможет консолидировать аудиторию и нарастить ее, продвигая единый продукт. Объединение под брендом ICQ логично, считает Кочетков: это более узнаваемый бренд, несмотря на потерю популярности, многие до сих пор считают ICQ синонимом интернет-месседжинга.
Mail.ru Group нет смысла развивать два почти одинаковых мессенджера, согласен аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Но вопрос в том, как продвигать единый мессенджер, чтобы восстановить рыночные позиции.
Ранее представители компании на встречах с аналитиками давали понять, что компания также планирует развивать месседжер соцсети «В контакте»; если это так, возникает вопрос, как все эти сервисы будут сочетаться между собой.
«Агент Mail.Ru» и ICQ, по сути, уже являются одной платформой, а поддерживает ее около 90 человек и это очень дорого, говорит гендиректор компании 4talk (развивает облачный мессенджер) Сергей Кравцов. Было бы эффективнее объединить обе команды в одном продукте.
Но чтобы серьезно нарастить аудиторию и догнать конкурентов, объединения недостаточно. Для этого Mail.ru Group следует пересмотреть подход к продукту, обновить технологии, добавить популярные сервисы, такие как короткие голосовые сообщения, сервисы с картами, облачные возможности и синхронизацию файлов и переписки, советует он.
Mail.ru Group напрямую не зарабатывает на мессенджерах. По словам Таюповой, компания монетизирует пользователей этих сервисов на портале Mail.ru. Поэтому задача мессенджера – удержание пользователей и их возврат на портал, объясняет она. От рекламы в мессенджерах компания отказалась несколько лет назад.