Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653
IV кв.'24
183
8 371

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
ВТБПервая грузовая компания (ПГК)
2 910
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Т-банк (Тинькофф)Росбанк
1 365

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 887,24  (-9,52%)
1 127,29  (-2,80%)
6 466,91  (+96,74%)
112 516,56  (-3 372,20%)
4 594,91  (-143,95%)
67,73  (+0,06%)
Источник Investfunds
  • Главная
  • Новости
  • Максим Ноготков продолжает поиск покупателей на розничную сеть…

Максим Ноготков продолжает поиск покупателей на розничную сеть электроники «Связной»

03.06.2014, Ведомости

Не сумев продать розничную сеть электроники «Связной» группе «Онэксим» Михаила Прохорова, основной акционер сети Максим Ноготков начал поиск других покупателей на этот актив. Переговоры велись с компаниями «большой тройки» (МТС, «Вымпелкомом» и «Мегафоном»).

В ходе переговоров оценки «Связного» доходили до $1,5 млрд. При этом предполагалось, что потенциальный новый инвестор вложит в компанию как минимум $300 млн и примет на себя ее долг в размере $500-600 млн. «Связной» оценивается в $300 млн, его долг составляет 17-18 млрд руб., т. е. порядка тех же $500-600 млн. Речь идет о полной продаже сети. На конец 2013 г. чистый долг «Связного» составлял около 9 млрд руб., следует из его управленческой отчетности.

Вопрос о частичной или полной продаже «Связного» обсуждается не первый год. В 2011 г. материнская компания «Связного» Svyaznoy N.V. рассматривала возможность публичного размещения акций на Лондонской фондовой бирже, а после кризиса в еврозоне — вопрос о частном размещении. «Связным» интересовались, в частности, владелец Access Industries Леонард Блаватник и группа «Онэксим».

Сделка с «Онэксимом» должна была закрыться до конца 2013 г. Планировалось создать холдинг, в который Прохоров внес бы 83% «Ренессанс кредита» и $270-300 млн, а Ноготков — «Связной банк» и сеть магазинов «Связного»: при этом каждый из них получил бы по 50% новой компании. Но «Онэксим» вышел из переговоров — его не устроили показатели «Связного банка».

Теоретически «Связной» мог бы быть интересен МТС — «Мегафон» и «Вымпелком» уже владеют на паритетных началах крупнейшим в России сотовым ритейлером «Евросеть», а МТС недавно расторгла с ней контракт. Кроме того, «Связным» может заинтересоваться совместное предприятие Tele2 и «Ростелекома», которое претендует на статус четвертого федерального сотового оператора.

Бизнес, который положил начало группе компаний «Связной», был основан в октябре 1995 года. С момента создания и до 2002 года основным видом деятельности группы являлась оптовая торговля телефонами стандарта DECT и персональной аудиотехникой. В этот период времени деятельность компании осуществлялась под брендом «Максус».

Датой основания компании считается 9 октября 1995 года. Торговая точка на «Горбушке», офис площадью 20 квадратных метров – тогда в штате фирмы были всего 5 сотрудников. Начав с минимального оборотного капитала, компания за короткий срок превратилась в крупное и стремительно развивающееся коммерческое предприятие. К 2000 году были подписаны прямые контракты с ведущими производителями персональной аудиотехники и средств связи, такими как Siemens, Motorola, Philips, Ericsson и др.

К началу 2002 года компании удалось занять лидирующие позиции: доля рынка по оптовым продажам аудиотехники и телефонии достигла 10%. В результате правильной оценки перспектив развития рынка сотовой связи в 2001 году было принято стратегическое решение о концентрации усилий в области развития розничных продаж. 23 апреля 2002 года состоялся официальный запуск сети центров мобильной связи под новым брендом – «Связной». К этому моменту компания насчитывала 81 магазин.

2004 год был переломным для рынка мобильной розницы. Торговые сети активно развивались в регионах, осваивали новые территории и меняли ассортиментную политику – рынок сотовой связи постепенно насыщался. В «Связном» откликнулись на перемены, приняв решение выбрать в качестве целевой аудитории молодых покупателей, активно интересующихся мобильными новинками. Был создан уникальный для российского рынка проект – галерея цифровых технологий «Связной 3», где компания представила более широкий ассортимент цифровой портативной техники: фотоаппараты и видеокамеры, ноутбуки, игровые приставки и навигаторы. Кроме того, в «Связном 3» впервые в России была реализована возможность открытого доступа покупателей к товарам.

Компания постоянно наращивает объем и качество дополнительных услуг. Так, например, одним из приоритетных на данный момент является рынок финансовых услуг (всевозможные виды платежей, кредитов, страхования, денежные переводы). В 2010 году группа компаний «Связной» и «Промторгбанк» вступили в стратегическое партнерство с целью создания крупного универсального банка. Состоялся запуск первого отделения «Связной Банк».

В настоящее время ГК «Связной» управляет более чем 3,3 тыс. салонов, ее основной владелец - Максим Ноготков. В ГК также входит «Связной Банк», онлайн-ритейлер Enter, сеть ювелирных салонов Pandora и др. Общий оборот группы в 2012 году составил 509 млрд руб., EBITDA — 4,7 млрд руб., чистая прибыль — 1,61 млрд руб.