Не сумев продать розничную сеть электроники «Связной» группе «Онэксим» Михаила Прохорова, основной акционер сети Максим Ноготков начал поиск других покупателей на этот актив. Переговоры велись с компаниями «большой тройки» (МТС, «Вымпелкомом» и «Мегафоном»).
В ходе переговоров оценки «Связного» доходили до $1,5 млрд. При этом предполагалось, что потенциальный новый инвестор вложит в компанию как минимум $300 млн и примет на себя ее долг в размере $500-600 млн. «Связной» оценивается в $300 млн, его долг составляет 17-18 млрд руб., т. е. порядка тех же $500-600 млн. Речь идет о полной продаже сети. На конец 2013 г. чистый долг «Связного» составлял около 9 млрд руб., следует из его управленческой отчетности.
Вопрос о частичной или полной продаже «Связного» обсуждается не первый год. В 2011 г. материнская компания «Связного» Svyaznoy N.V. рассматривала возможность публичного размещения акций на Лондонской фондовой бирже, а после кризиса в еврозоне — вопрос о частном размещении. «Связным» интересовались, в частности, владелец Access Industries Леонард Блаватник и группа «Онэксим».
Сделка с «Онэксимом» должна была закрыться до конца 2013 г. Планировалось создать холдинг, в который Прохоров внес бы 83% «Ренессанс кредита» и $270-300 млн, а Ноготков — «Связной банк» и сеть магазинов «Связного»: при этом каждый из них получил бы по 50% новой компании. Но «Онэксим» вышел из переговоров — его не устроили показатели «Связного банка».
Теоретически «Связной» мог бы быть интересен МТС — «Мегафон» и «Вымпелком» уже владеют на паритетных началах крупнейшим в России сотовым ритейлером «Евросеть», а МТС недавно расторгла с ней контракт. Кроме того, «Связным» может заинтересоваться совместное предприятие Tele2 и «Ростелекома», которое претендует на статус четвертого федерального сотового оператора.
Бизнес, который положил начало группе компаний «Связной», был основан в октябре 1995 года. С момента создания и до 2002 года основным видом деятельности группы являлась оптовая торговля телефонами стандарта DECT и персональной аудиотехникой. В этот период времени деятельность компании осуществлялась под брендом «Максус».
Датой основания компании считается 9 октября 1995 года. Торговая точка на «Горбушке», офис площадью 20 квадратных метров – тогда в штате фирмы были всего 5 сотрудников. Начав с минимального оборотного капитала, компания за короткий срок превратилась в крупное и стремительно развивающееся коммерческое предприятие. К 2000 году были подписаны прямые контракты с ведущими производителями персональной аудиотехники и средств связи, такими как Siemens, Motorola, Philips, Ericsson и др.
К началу 2002 года компании удалось занять лидирующие позиции: доля рынка по оптовым продажам аудиотехники и телефонии достигла 10%. В результате правильной оценки перспектив развития рынка сотовой связи в 2001 году было принято стратегическое решение о концентрации усилий в области развития розничных продаж. 23 апреля 2002 года состоялся официальный запуск сети центров мобильной связи под новым брендом – «Связной». К этому моменту компания насчитывала 81 магазин.
2004 год был переломным для рынка мобильной розницы. Торговые сети активно развивались в регионах, осваивали новые территории и меняли ассортиментную политику – рынок сотовой связи постепенно насыщался. В «Связном» откликнулись на перемены, приняв решение выбрать в качестве целевой аудитории молодых покупателей, активно интересующихся мобильными новинками. Был создан уникальный для российского рынка проект – галерея цифровых технологий «Связной 3», где компания представила более широкий ассортимент цифровой портативной техники: фотоаппараты и видеокамеры, ноутбуки, игровые приставки и навигаторы. Кроме того, в «Связном 3» впервые в России была реализована возможность открытого доступа покупателей к товарам.
Компания постоянно наращивает объем и качество дополнительных услуг. Так, например, одним из приоритетных на данный момент является рынок финансовых услуг (всевозможные виды платежей, кредитов, страхования, денежные переводы). В 2010 году группа компаний «Связной» и «Промторгбанк» вступили в стратегическое партнерство с целью создания крупного универсального банка. Состоялся запуск первого отделения «Связной Банк».
В настоящее время ГК «Связной» управляет более чем 3,3 тыс. салонов, ее основной владелец - Максим Ноготков. В ГК также входит «Связной Банк», онлайн-ритейлер Enter, сеть ювелирных салонов Pandora и др. Общий оборот группы в 2012 году составил 509 млрд руб., EBITDA — 4,7 млрд руб., чистая прибыль — 1,61 млрд руб.