По данным газеты «Коммерсантъ», менеджеры крупнейшей российской интернет-компании «Яндекс» обсуждают возможность продажи своих акций (всего у миноритариев около 20%) основным владельцам, включая гендиректора Аркадия Воложа и Baring Vostok Capital Partners. Причины выкупа могут быть различными. Возможно, кто-то собирается покинуть компанию и поэтому продает акции. Возможно, у менеджеров был опцион на продажу акций в случае, если IPO «Яндекс» не состоится в 2009 году.
Напомним, что «Яндекс» планировал разместить ADR на NASDAQ в третьем квартале прошлого года. Мандаты на организацию IPO получили Deutsche Bank, Morgan Stanley и «Ренессанс Капитал». В начале 2008 года акционеры «Яндекс» рассчитывали на капитализацию $2,5-3 млрд, но к концу года из-за финансового кризиса возможная стоимость снизилась до $2 млрд.
На покупку всех ценных бумаг мажоритариям придётся изыскать $200-240 млн, однако сделка может оказаться очень выгодной для них: после восстановления рынков стоимость акций «Яндекс» может вырасти более чем в два раза. Смена долей акционеров не отразится на управлении компанией «Яндекс». Деятельность компании контролируется советом директоров, который состоит из учредителей. Более того, у компании есть два типа акций: «А», которая обладает одним голосом, и «Б», у которой десять голосов (принадлежат учредителям).
«Яндекс» — крупнейшая российская интернет-компания. Каждый будний день страницы Яндекса посещают более двенадцати миллионов человек (данные на март 2009 года) — из России, Украины и других стран. Россия — одна из немногих стран, имеющих собственные интернет-технологии мирового уровня. Кроме России, национальные поисковые системы лидируют только в США, Китае, Южной Корее и Чехии.
Основная задача Яндекса — давать ответы на вопросы пользователей. Вопросы бывают явные и неявные. Явные вопросы пользователи задают в поисковой строке, а Яндекс отвечает на них на страницах результатов поиска. На неявные вопросы, например, «какая сегодня погода», «происходит ли сейчас что-то важное», «можно ли проехать по городу» Яндекс отвечает своими справочными сервисами. Яндекс создает сервисы прежде всего для миллионов пользователей русскоязычного интернета.
Яндекс не производит собственный контент, а создаёт технологии для поиска и структурирования уже существующей информации. Часть сервисов Яндекса позволяет пользователям хранить собственную информацию и делиться ей прямо на Яндексе (сайты, фотографии и пр.). Основной доход Яндекс получает от продажи контекстной рекламы. Сегодня Яндекс имеет отделения в России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), в Украине (Киев, Одесса, Симферополь) и в Калифорнии.
На июнь текущего года месячная аудитория проектов «Яндекс» составляет 19,2 млн человек, недельная — 15,3 млн. В 2008 году выручка составила более $300 млн. Около 35% «Яндекс» через офшоры принадлежит фондам Internet Search Investments и Baring Vostok Capital Partners, 15% — Tiger Technologies. Около 30% у основателей компании, еще 20% у миноритарных акционеров, включая менеджеров.