О продаже Bluestone «Мечел» объявил 18 февраля 2015 года. Американские СМИ со ссылкой на Джастиса сообщают, что сделка была закрыта 12 февраля. «Мечел» объявил, что получил за Bluestone $5 млн.
Если Джастис в течение пяти лет продаст компанию или ее активы, «Мечел» получит 12,5% от суммы сделки, если в течение 10 лет — 10%. С весны 2014 г. «Мечел» приостановил добычу на карьерах Bluestone. Но если Джастису удастся возобновить производство, российская компания будет получать с каждой тонны добытого и проданного угля $3.
«Мечел» купил Bluestone у Джастиса же в феврале 2009 г. за $436 млн и 83,3 млн собственных привилегированных акций (60% от выпуска). Джастис разместил 10,99% бумаг на Нью-Йоркской бирже за $229 млн.
Как писал Forbes, в конце 2008 — начале 2009 г. «Мечел» вел изнурительные переговоры с иностранными банками о реструктуризации долга на $3,5 млрд. Для кредиторов новость о сделке стала шоком.
Владелец мажоритарного пакета Игорь Зюзин же парировал, что вместо докризисной оценки в $4 млрд «Мечел» отдаст на порядок меньше, из которых $200 млн к тому же предоплачены и терять их нет смысла, писал Forbes.
Тогда стороны договорились, что Джастис выплатит компенсацию до $200 млн, если в течение пяти лет с момента покупки Bluestone выяснится, что его доказанные запасы по JORC будут ниже заявленных при продаже.
Если же префы «Мечела» не подорожают (сейчас они стоят $0,27, а в момент размещения в 2009 г. оценивались в $7,5 за бумагу), то российская компания доплатит Джастису.
В начале 2014 г. Джастис и «Мечел» обменялись в судах США взаимными претензиями, так как ни одна из сторон, по мнению другой, не выполнила условия того контракта. Сейчас стороны договорились отозвать все претензии друг к другу.
Джастис уже объявил о намерении снова начать добычу угля на Bluestone. Для этого в ближайшие три месяца компания наймет 150 сотрудников. Именно столько работало год назад на момент закрытия производства.
Цена за Bluestone в $5 млн — это формальная сумма, она никак не повлияет на экономическую ситуацию «Мечела», отмечает аналитик «ВТБ капитала» Вадим Астапович. «Мечелу» нужно было избавиться от этого актива, чтобы предотвратить возможные убытки, считает он.
Средний ежегодный чистый убыток Bluestone с 2012 г. составил около $60 млн, отмечает представитель «Мечела». Кроме того, «Мечел», продав Bluestone, сократил обязательства из баланса на $140 млн и снял судебные риски на $160 млн.
«Мечел» начал продажу Bluestone осенью 2013 г., собеседник «Ведомостей», близкий к «Мечелу», утверждает, что компания с банком JPMorgan делали бизнес-модель и составляли лист конфиденциальных сведений об активе. Задача «Мечела» на тот момент была выручить за активы максимально возможную цену и перестать отвлекать средства из группы.