29 ноября 2010 года «МегаФон» — первый общероссийский оператор мобильной связи, и национальный оператор связи «Синтерра» официально представили бизнес-модель объединения компаний. Об этом говорится в сообщении одного из крупнейших российских операторов сотовой связи. Приобретение «МегаФоном» «Синтерры», одного из крупнейших операторов фиксированной связи, располагающего 3-ей по протяженности магистральной сети в России, явилось закономерным этапом эволюции компании, отражающим тенденции глобального телекоммуникационного рынка.
По мере развития конвергентных услуг связи, предоставляемых едиными поставщиками, четкая дифференциация услуг фиксированной и мобильной связи становится для клиентов все менее актуальной. Главным условием развития компаний связи в начале XXI века становится универсальность, выраженная в возможности предоставления всех видов телекоммуникационных услуг. Вместе с тем, экспоненциальный рост мобильного DATA-трафика, обусловленный активной экспансией 3G, предопределил заинтересованность мобильных операторов в интеграции с компаниями фиксированной связи, в первую очередь, с магистральными операторами. Обладая мощной сетевой инфраструктурой, они оказались способны удовлетворить растущие потребности в передаче данных, одновременно создав основу для развития мультисервисных и конвергентных услуг.
Работая над бизнес-моделью, «Мегафон» сформулировал долгосрочные цели не просто для процесса объединения, а определил будущее объединенной компании в целом: через 2 года объединённая компания должна стать универсальным оператором связи с тем, чтобы предоставить расширенный спектр телекоммуникационных услуг всем типам клиентов. Приобретение группы компаний «Синтерра» — это первый и стратегически важный шаг на пути к большой цели.
Новые приоритеты развития оператора воплощены в клиентоориентированной бизнес-модели, исключающей деление бизнеса на мобильный и фиксированный. Объединенная модель сфокусирована на возможностях комплексных предложений услуг связи четырем клиентским сегментам. Помимо блока розничных клиентов (B2C), который составлял основу прежней бизнес-модели «МегаФон», а также блока корпоративных клиентов (B2B), значительно усиленному благодаря компетенциям «Синтерра», в Объединенной компании выделены в качестве самостоятельных государственный (B2G) и операторский (B2O). Этот подход четко отражен в объединенном портфеле услуг.
Уникальность объединения «Синтерра» и «МегаФон» состоит в том, что компании работали практически на непересекающихся рынках. Поэтому портфель услуг Объединенной компании наследует весь спектр предложений «МегаФон» и «Синтерр». Кроме того, объединение ресурсов позволит развивать новые востребованные на рынке сервисы, такие как видео конференц-связь, IPTV, VoD, CDN, международный транзит трафика, многоуровневые межоператорские сервисы и пр., что создает дополнительные преимущества сотрудничества оператора с клиентами из различных сегментов. Все сервисы Объединенной компании будут развиваться на базе единой магистральной сети протяженностью более 100 тыс. км. и обширной спутниковой инфраструктуре.
Важным направлением для оператора также станет развитие сети Центров обработки данных, которое объединит возможности и компетенции «МегаФон» и «Синтерра». В планах оператора – строительство федеральной сети ЦОДов различного масштаба, от 250 до 7 тыс. кв. м.
План интеграции регионов включает поэтапное объединение филиальной сети «МегаФона» и дочерних предприятий «Синтерры». В первую очередь планируется реализовать новую бизнес-модель на базе Северо-Западного филиала «МегаФона» и ЗАО «Петерстар». На очереди – объединения региональных подразделений в Уральском регионе и Сибири, а затем на Юге.
Структура новой бизнес-модели Объединенной компании также включает единый блок по управлению сетью и технической инфраструктурой, единые блоки стратегического, кадрового, юридического и финансового менеджмента. В ходе разработки бизнес-модели было сформулировано более 20 синергий в области дополнительных доходов в сегментах B2C, B2B, B2O, которые возникают в результате кросспродаж, операционных и капитальных затрат. Чистый эффект объединения «МегаФона» и «Синтерра» до 2015 года (синергии за вычетом затрат) составит 4,53 млрд. руб.
«МегаФон» – первый общероссийский оператор мобильной связи стандарта GSM 900/1800, был образован в мае 2002 года. По данным на апрель 2010 года «МегаФон» являлся вторым после МТС оператором сотовой связи по числу абонентов (52,04 млн.)
Собственники компании: 35,6% акций напрямую и ещё 8,2% через компанию «Телекоминвест« принадлежат шведско-финской компании TeliaSonera, 8% напрямую и 23,1% через «Телекоминвест» — компании «АФ телеком холдинг» Алишера Усманова, 25,1% — «Альфа-групп». Численность персонала на конец 2008 года — 18,6 тыс. человек.
Выручка «МегаФон» по US GAAP за 2009 год выросла по сравнению с 2008 годом на 3,7% до 181,9 млрд руб., чистая прибыль — на 2,2% до 45,28 млрд руб. 2009 год оказался знаковым для компании, поскольку 1 июля 2009 года компания завершила реорганизацию в форме присоединения дочерних обществ – региональных операционных компаний.
Лицензионный портфель Общества и принадлежащих ему 100% дочерних компаний как в стандарте связи GSM 900/1800, так и связи третьего поколения IMT-2000/UMTS, охватывает всю территорию России с населением 142 миллиона человек. Также дочерняя компания Общества – ЗАО «ТТ-Mobile» оказывает услуги сотовой связи в Таджикистане.
«Сегодня мы говорим не о поглощении и слиянии. Мы говорим именно об объединении, так как измениться нужно не только «Синтерре», но и «МегаФону», — прокомментировал цели объединения Константин Солодухин, генеральный директор «Синтерры», заместитель генерального директора «МегаФона» по развитию направления междугородной и международной связи.