Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 552,51  (-182,60%)
112 082,45  (-4 859,76%)
3 820,10  (-192,97%)
62,73  (-2,49%)
Источник Investfunds

Менеджмент «Норникеля» на стороне Владимира Потанина

04.08.2010, Ведомости

По данным газеты «Ведомости», основные акционеры «Норникеля» Олег Дерипаска и Владимир Потанин не уживутся вместе, их конфликт вышел на уровень руководства страны. Свой выбор сделал и менеджмент «Норникеля»: как стало известно, компания готова помочь Потанину выкупить пакет Дерипаски.

Выкупить пакет компании у UC Rusal могут «Интеррос» и сам «Норникель» вместе с госбанками. С основным владельцем и гендиректором UC Rusal Олегом Дерипаской это предложение еще не обсуждалось, но переговоры готовятся. Менеджмент «Норникель» уверен: Дерипаска и владелец «Интеррос» Владимир Потанин в «Норникеле» вдвоем не уживутся, а кандидат на выход один — UC Rusal. Правда, Дерипаска сам на прошлой неделе предлагал «Интерросу», «если у него такое тяжелое положение», продать пакет акций в «Норникеле» ему и его партнерам.

UC Rusal принадлежит 25,13% «Норникеля», но они заложены в ВЭБе под кредит, срок погашения которого истекает в октябре. По котировкам на 03.08.10 г. на Лондонской бирже этот пакет стоил $8 млрд. Еще 25% «Норникеля» принадлежат Владимиру Потанину.

«Предприятие большое, и не очень хорошо, что существует такой серьезный конфликт между акционерами», — заявил на днях высокопоставленный кремлевский чиновник и даже дал совет: чтобы конфликт разрешился, необходимо, чтобы в компании «появился кто-то третий». У «Норникель» уже есть третий крупный акционер — Алишер Усманов, чьи структуры собрали несколько процентов акций компании. Однако, Усманов не собирается увеличивать свои инвестиции в «Норникель».

Вмешаться могло бы государство, ведь два года назад оно уже мирило Дерипаску и Потанина, когда ввело в качестве председателя совета Александра Волошина. Выкуп государством долей у обоих конфликтующих акционеров был бы лучшим выходом из положения: в конце концов, речь идет о стратегической компании. Однако кремлёвских чиновников не устраивает такой сценарий выхода из конфликта: компания должна остаться частной и даже госкорпорация «Ростехнологии» не должна претендовать на долю в «Норникеле» — у нее другие задачи. Хотя еще в мае 2009 г. гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов признавался, что госкорпорации интересен этот актив.

В принципе Потанин, объединившись с «Норникелем», может привлечь в банках достаточно денег, чтобы выкупить пакет UC Rusal. С другой стороны, и Дерипаска способен найти богатых партнеров, с которыми можно было бы привлечь деньги для выкупа пакета Потанина. Однако, пока ни один из партнеров не собирается продавать свой пакет.

«Норильский никель» – крупнейший в мире производитель никеля и палладия, один из крупнейших производителей платины и меди. Помимо этого «Норильский никель» производит побочные металлы – кобальт, хром, родий, серебро, золото, иридий, рутений, а также селен, теллур и серу. Основными видами деятельности предприятий Группы являются поиск, разведка, добыча, обогащение и переработка полезных ископаемых, производство, маркетинг и реализация цветных и драгоценных металлов.

Производственные подразделения Группы находятся на четырех континентах в шести странах мира – России, Австралии, Ботсване, Финляндии, США и ЮАР. В России акции ГМК «Норильский никель» торгуются на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ) и в Российской торговой системе (РТС). АДР на акции Компании торгуются на внебиржевом рынке США, в системе электронных торгов внебиржевых секций Лондонской и Берлинской фондовых бирж.

Комментарий

«Делать прогноз, кто у кого в итоге выкупит долю и у кого из них сильнее политический ресурс, сложно. Ситуация вокруг «Норникеля» слишком мутная. Блефуют все», — резюмирует источник, знакомый с акционерами «Норникеля».

 В чем сходятся все наблюдатели и стороны конфликта — «точка невозврата» пройдена, в компании должен остаться только один из непримиримых акционеров.