В мае прошлого года «Металлоинвест», «Ростех» и китайская Hopu Investments подписали соглашение о сотрудничестве. Hopu Investments и «Ростех» собирались до конца 2014 г. выкупить у «Металлоинвеста» 10 и 25% долей ООО «Байкальская горная компания» (БГК). Ей принадлежит лицензия на Удоканское месторождение меди – крупнейшее в России с запасами 25,7 млн т металла.
Но к началу 2015 г. этого не произошло. Стороны продолжали «тяжелый переговорный процесс» в течение последующих нескольких месяцев, говорил источник «Ведомостей», близкий к одной из сторон переговоров, но и они не увенчались успехом.
Причин, почему стороны не договорились, несколько. Медь дешевеет, чуть более чем за год цены на нее снизились почти на 20% до $5 578 за 1 т. Индустриальный суперцикл в Китае закончился, и теперь страна может снизить закупки меди.
Наконец, стороны не сошлись по цене на 10% в Удокане, сообщил один из собеседников «Ведомостей». Впрочем, переговоры приостановлены, но не окончены, «дверь всегда открыта», добавляет он.
За сколько «Металлоинвест» хотел продать Hopu 10% в проекте, собеседники «Ведомостей» говорить отказались. Представитель Hopu отказался от комментариев, его коллега из «Металлоинвеста» не ответил на вопросы «Ведомостей».
Не только Hopu не договорилась с «Металлоинвестом» о покупке доли в Удокане. «Ростех» также до сих пор не купил причитающиеся ему 25% в БГК. Согласно данным ЕГРЮЛ все 100% ее долей принадлежат структурам «Металлоинвеста».
Почему «Ростех» до сих пор не закрыл сделку, представитель госкорпорации сказать не смог. В июньском интервью «Ведомостям» гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов отмечал, что «до сих пор не решен вопрос с кредитом и инфраструктурой – железной дорогой и энергетикой. Эти вопросы должно взять на себя государство, а не инвестор».
Вопрос с энергетикой уже решили: собеседники «Ведомостей» в Минэкономразвития и ФСК рассказали, что Минэкономразвития согласовало предоставление средств на проект по электрификации Удокана из ФНБ. ЛЭП с подстанциями до месторождения стоит около 20 млрд руб., но стройка окупается.
Для строительства этой инфраструктуры ФСК может создать совместное предприятие с «Металлоинвестом», говорил гендиректор ФСК Андрей Муров в июне. «Металлоинвест» может предоставить заем СП на 2 млрд руб., остальное, по его словам, должно быть привлечено у банков.
Наблюдательный совет Внешэкономбанка (ВЭБ) еще в 2012 г. одобрил предоставление БГК кредита на $300 млн для финансирования разработки проектной документации, говорит представитель ВЭБа.
«Также набсовет принципиально одобрил лимит финансирования проекта до $5,2 млрд. На сегодняшний день заемщик кредитными средствами не воспользовался», – отметил представитель ВЭБа.
Совместно с профильными министерствами ведется работа по формированию иных механизмов финансирования данного проекта, уточнил он. Новых заявок на финансирование развития Удокана не было, говорит близкий к банку человек.
А вот с подъездными путями вопрос пока не решен. РЖД не строит пути к предприятиям за свой счет, отметил представитель компании: «Это обязанность грузоотправителя или грузополучателя».
Ситуация касается не только Удокана, китайским партнерам сейчас нужна пауза. Необходимо оценить, на каком уровне находится их фондовый рынок, прежде чем принимать дальнейшие инвестиционные решения, комментирует президент Российско-китайского аналитического центра Сергей Санакоев.
Должно пройти время, пока ситуация на фондовом рынке не стабилизируется, это займет от двух недель до полутора месяцев, комментирует он. Кроме того, цена на металлы падает, компаниям нужно переосмыслить капвложения и решить, нужно ли им такое количество металла.
Представитель «Норникеля» отметил, что при реализации проекта Быстринского ГОКа компания открыта к предложениям инвесторов, в том числе китайских. Гендиректор Polyus Gold Павел Грачев говорил в июне, что китайские инвесторы, вероятно, только в 2016 г. завершат оценку Наталкинского месторождения золота.