В пояснительной записке в проекту говорится, что изменения инициированы с учетом меняющейся экономической обстановки. И если все участники согласны на вхождение в капитал ООО новых владельцев, пункт о преимущественном праве становится избыточным, сказано в документе.
Сейчас участник может продавать долю в ООО третьим лицам только после отказа остальных участников от ее приобретения на условиях, предложенных возможному покупателю, отметил в беседе с «Ведомостями» партнер Forward Legal Андрей Филиппенко. На практике преимущественное право затягивает сроки продажи, говорит управляющий партнер «ПБ Лигал» Александр Панин. «Если участники общества своевременно не отреагируют на уведомление о продаже доли, продавцу придется ждать месяц, прежде чем он сможет закрыть сделку», — пояснил юрист.
По словам Панина, сейчас быстрая продажа части активов особенно актуальна для бизнесменов, которые попали под санкции, а соблюдение требований о преимущественном праве может препятствовать сделке. Помимо этого среди участников общества могут быть лица из недружественных стран, к примеру офшорные компании, не раскрытые как КИК (контролируемые иностранные компании; где определенная часть акций принадлежит налоговым резидентам страны). Если такое лицо решит купить долю по преимущественному праву, будет необходимо согласовывать сделку с правкомиссией, напомнил Панин. А это, в свою очередь, повлечет дополнительные временные и финансовые затраты, в том числе на уплату взноса в бюджет, а также скажется на цене продажи из-за требований о дисконте: одним из обязательных условий для того, чтобы правкомиссия одобрила сделку при продаже активов в России иностранцами, служит предоставление не менее 50% дисконта, отметил он.
Если же отказ остальных участников от преимущественного права не получен заранее, появляется риск, что кто-то из них может захотеть им воспользоваться, добавил Филиппенко. А это порождает неопределенность относительно судьбы сделки для сторон, сказал эксперт.