Минэнерго предусмотрело возможность роста одноставочного котлового сетевого тарифа в регионе выше инфляции при консолидации электросетевого комплекса, следует из проекта постановления, опубликованного на regulation.gov.ru. Увеличение тарифа возможно при покупке сетей, не имеющих утвержденного тарифа, отмечает "Коммерсант". В основном это сети садоводств или частных компаний, которые лишились статуса ТСО после введения в 2015 году критериев квалификации. Если же речь идет о приобретении действующей ТСО, консолидатор будет окупать сделку только за счет экономии операционных расходов: у небольших ТСО тариф, как правило, выше, чем у крупной компании. Активы будут оцениваться исходя из предельных цен оборудования (утверждаются Минэнерго) с учетом амортизации.
Купить конкурента сможет любая компания независимо от структуры собственников. Однако основным бенефициаром этой программы на рынке считают госхолдинг «Россети», неоднократно заявлявший о планах поглощения конкурентов. В 2019 году общая выручка частных ТСО составила 870 млрд руб., а межрегиональных распредсетевых компаний «Россетей» — 807 млрд руб., оценил Владимир Скляр из «ВТБ Капитала». В «Россетях» сообщили “Ъ”, что взаимодействуют с Минэнерго и иными ведомствами при разработке постановления и «поддерживают гармонизацию законодательства в этой части».
Сокращение числа ТСО заложено в стратегию развития электросетевого комплекса для достижения «технического и тарифного единообразия». После введения критериев квалификации число ТСО снизилось с 3 тыс. до 1,6 тыс. Второй этап затормозился: регуляторы не могли решить, за счет каких средств консолидатор будет скупать ТСО. Больше всего ТСО (более 50) находится в Московской, Оренбургской, Саратовской областях, Краснодарском крае, по данным «Совета рынка» (регулятор энергорынков). По стратегии, к 2030 году останется 800 ТСО.
В Минэнерго подтвердили, что консолидация объектов, ранее не участвовавших в тарифном регулировании, действительно может вести к росту тарифов. «Но котловые тарифы для потребителей необязательно вырастут, регулятор учитывает все аспекты. Например, может быть произведена корректировка (перераспределение) выручки внутри "котла" между ТСО, учтен рост полезного отпуска, а также произведены иные корректировки. Все зависит от конкретного случая в конкретном регионе»,— утверждают там. Каждый проект будет оцениваться с учетом необходимости обеспечения надежности и безопасности энергоснабжения и перспектив использования.
В ФАС считают, что проект постановления «может привести к росту "котлового" тарифа в регионе выше инфляции». В Минэкономики говорят, что не являются участниками обсуждения, проект официально к ним не поступал. В «Совете рынка» изучают материалы. В «Сообществе потребителей энергии» говорят, что в проекте реализованы худшие опасения: «Всю экономию от консолидации присваивает монополия, при этом допускается, что сетевые тарифы из-за расходов на покупку конкурентов могут расти выше инфляции».
По оценке главы Ассоциации защиты бизнеса Александра Хуруджи, в РФ около 1,5 тыс. сетей без тарифа. Есть риск, что оценка активов будет непрозрачной и начнется принудительная скупка мелких компаний за счет потребителей, говорит он.
Оценить экономический эффект на данной стадии он не берется. По расчетам Николая Посыпанко из Vygon Consulting, инвестпроект по покупке ТСО окупается за пять-десять лет. «Основной риск — вероятный пересмотр параметров регулирования»,— полагает он. Если правила позволят при поглощении конкурентов еще и наращивать тарифы, уточнил эксперт, количество привлекательных активов вырастет, как и цены сделок.