Детали проекта по созданию Почтового банка 7 сентября 2015 года обнародовали в ходе совместной пресс-конференции глава ВТБ Андрей Костин, а также главы Минкомсвязи Николай Никифоров и "Почты России" Дмитрий Страшнов.
Как сообщалось ранее, проект будет реализован на базе Лето-банка — розничной "дочки" группы ВТБ, где у ВТБ останется 50% плюс 1 акция, оставшуюся долю через вновь созданную "дочку" у группы выкупит "Почта России".
Цена сделки пока неизвестна — due diligence еще не завершен. Возглавит банк, скорее всего, нынешний глава Лето-банка Дмитрий Руденко, по словам Андрея Костина, это "единственный кандидат со стороны ВТБ".
Кто помимо Дмитрия Руденко войдет в правление банка, пока не решено. "Этот вопрос будет обсуждаться наблюдательным советом, а его состав определяется акционерным соглашением, которое должно быть разработано в ноябре",— пояснил Дмитрий Руденко.
Впрочем, кандидатура главы наблюдательного совета создаваемого Почтового банка уже согласована с правительством — им станет Николай Никифоров.
Планируется, что пилотный проект по предоставлению банковских услуг на почте в тестовом режиме заработает в Москве и Подмосковье уже в октябре. Всего таких окон в ближайшие три года будет открыто 20 тыс. штук. Полноценные офисы в отделениях "Почты" (15 тыс.) начнут открываться с 2016 года.
Для ВТБ реализация нового проекта будет менее дорогостоящей, чем в случае с Лето-банком. Объем инвестиций ВТБ в совместный проект составит 16 млрд руб., тогда как в Лето-банк он планировал вложить 25 млрд руб., из которых уже инвестировано 20 млрд руб. Лето-банку, созданному в 2012 году, для выхода на безубыточность акционер отводил пять лет.
В случае с Почтовым банком прогноз более оптимистичный — прибыль ожидается уже по итогам 2016 года. "В большей степени — за счет вклада Лето-банка (его прибыль с начала 2015 года — 976 млн руб.— "Ъ")",— отмечает Дмитрий Руденко.
К 2023 году, когда Почтовый банк закончит выплачивать "Почте России" инфраструктурный платеж 47 млрд руб. за использование его отделений, прибыль банка составит 20 млрд руб. Однако первые дивиденды акционеры рассчитывают получить в 2020 году, по прогнозу Николая Никифорова,— 13 млрд руб.
Зарабатывать Почтовый банк, по крайней мере на первом этапе, будет исключительно на обслуживании частных клиентов, число которых, по прогнозам ВТБ, составит 20 млн человек. Половина из них — пенсионеры. Кредитования юридических лиц в банке пока не будет.
"Не исключено, что к вопросу работы с корпоративными клиентами мы все же придем к концу 2016 года, однако речь может идти лишь о расчетно-кассовом обслуживании, так как появление в группе ВТБ еще одного банка, кредитующего малый и средний бизнес помимо ВТБ 24, вряд ли целесообразно",— пояснил "Ъ" Дмитрий Руденко.
Через десять лет — к 2025 году — объем кредитного портфеля Почтового банка должен составить 418 млрд руб., при этом средний размер кредита наличными в банке составит 110 тыс. руб., средний лимит по кредитной карте — 15-18 тыс. руб., залоговое кредитование не предусмотрено.
По словам Дмитрия Руденко, ориентир по марже (разница между процентными доходами и расходами) — примерно 7%. "В отчаянное кредитование мы играть не собираемся, это будет консервативный банк",— пояснил "Ъ" Дмитрий Руденко.
При этом нарастить депозитную базу предполагается даже больше, чем кредитный портфель,— до 577 млрд руб. за десять лет.
Планы ВТБ и "Почты России" аналитики считают чересчур амбициозными.
"Рынок розничного кредитования сейчас в очень тяжелой ситуации — новых заемщиков на нем не появляется, а у существующих повышенная долговая нагрузка и падение реальных доходов,— отмечает аналитик Fitch Дмитрий Васильев.
— В то же время для покрытия рисков, связанных с кредитованием населения в удаленных регионах России с низким уровнем финансовой грамотности и доходов, заявленной маржи будет недостаточно".
По его словам, у банков потребкредитования чистая процентная маржа колеблется около 15%, и практика показывает, что даже этого недостаточно для прибыльности: необеспеченная розница для "уличных" клиентов сейчас глубоко убыточна за редким исключением.
"Расширение филиальной сети и выход в регионы на фоне растущего числа людей, предпочитающих пользоваться дистанционным банковским обслуживанием, само по себе несколько запоздало,— отмечает аналитик ФГ БКС Ольга Найденова.
— Хотя пенсионеры, которые могут быть целевой аудиторией Почтового банка, с финансовой точки зрения достаточно дисциплинированы, это не растущий, а все более сужающийся сегмент, поэтому экономика звучит излишне оптимистично".