По данным газеты «РБК daily», французская Alstom уже до конца года может стать совладельцем «Трансмашхолдинг», выкупив 25% акций. Партнерам удалось договориться с военными, которые раньше хотели заблокировать сделку. Впрочем, в правительстве пока не приняли окончательного решения.
Поиск стратегического инвестора «Трансмашхолдинг» (ТМХ) ведет с конца 2007 года. К российскому машиностроительному холдингу присматривались канадская Bombardier и немецкая Siemens. Но в конечном итоге в качестве «стратега» была выбрана французская Alstom. Французы даже решили закрепить взаимопонимание с ТМХ созданием совместного предприятия по разработке и производству двухэтажных пассажирских вагонов — TMH-Alstom DV. А летом 2010 года компании договорились организовать в Казахстане выпуск грузовых электровозов. Объем инвестиций в проект — около $120 млн.
Также летом этого года «Трансмашхолдинг» и Alstom подписали меморандум о купле-продаже 25% акций российского машиностроительного холдинга. При этом Alstom согласилась передать российской стороне некоторые технологические разработки и права на них.
Но возникла заминка — Минобороны и Федеральная служба охраны (ФСО) выступили против сделки, так как входящий в ТМХ Тверской вагоностроительный завод (ТВЗ) выпускает вагоны по спецзаказам военных, в том числе тележки для перевозки ядерных боеприпасов и железнодорожные платформы для пуска ракет. Но именно ТВЗ, занимающий порядка 90% рынка пассажирских вагонов в России, самый лакомый кусочек для любого иностранного инвестора. Окончательное решение должна принять комиссия по иностранным инвестициям при правительстве РФ.
2 декабря 2010 года председатель совета директоров ТМХ Андрей Бокарев сообщил, что все вопросы с Минобороны и ФСО урегулированы. «До конца недели закроются эти вопросы, которые возникли у ФСО и Минобороны РФ. Соответственно, в течение десяти дней после этого, я надеюсь, все антимонопольные разрешения будут получены, соответственно, будет перечислена первая часть суммы по сделке», — заявил он. По словам г-на Бокарева, сумма первого транша от Alstom составит около €75 млн.
ЗАО «Трансмашхолдинг» является крупнейшей в России компанией в отрасли транспортного машиностроения, мировым лидером железнодорожного машиностроения по физическим объемам производства. «Трансмашхолдинг» – крупнейший поставщик подвижного состава для самой большой в мире транспортной компании – ОАО «Российские железные дороги». Продукция предприятий холдинга эксплуатируется в десятках стран мира, во всех климатических зонах Земли.
Компания была создана в 2002 году. Её единственный акционер – The Breakers Investments BV (Голландия). В 2009 году «Трансмашхолдинг» продемонстрировал следующие результаты работы: объём реализации товаров и услуг – 71 млрд. рублей; налоговые платежи – 10,1 млрд. рублей; численность работающих – 57 тысяч человек.
«ТМХ-Вагоностроение» владеет заводом «Трансмаш» (Энгельс), который выпускает грузовые платформы и вагоны-хопперы, а также управляет вагонным производством Брянского машзавода и Бежецкого сталелитейного завода (оба входят в ТМХ, первый выпускает в основном локомотивы, второй — железнодорожное литье).
«Alstom стремится как можно скорее укрепиться на российском рынке. В первую очередь французов привлекают перспективы его роста», — говорит аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов.