Минтранс рассматривает схему реализации железнодорожного проекта Северный широтный ход (СШХ), призванного перераспределить грузопотоки в Западной Сибири и стимулировать разработку месторождений. Проекту нужен ключевой инвестор, а последнему — гарантии доходности.
20 декабря в Минтрансе прошло совещание, на котором «Корпорация развития» (управляющая компания по реализации проекта «Урал промышленный — Урал Полярный», включающий СШХ, принадлежит нескольким регионам) представила заместителям министра Олегу Белозерову и Алексею Цыденову структуру проекта СШХ. УК поделила проект на две части. Строительство 391 км путей от станции Обская-2 до города Надым оценено в 65 млрд руб. без НДС. Вторая часть — мост через Обь и подъездные пути — в 69 млрд руб. без НДС.
СШХ (Надым—Коротчаево) должен соединить Северную и Свердловскую железные дороги в районе газоконденсатных месторождений. Возможный грузопоток — свыше 20 млн тонн в год. Обе части «Корпорация развития» предложила реализовать на принципах ГЧП.
На мост с 2017 года предусмотрены средства ФЦП, строительство планируется начать в 2015 году, и привлечь инвестора под проект с дальнейшей компенсацией его затрат из ФЦП будет не так сложно. Сложнее с линейным проектом, где госсредств не предусмотрено. Для этого Ямало-Ненецкому автономному округу (ЯНАО) предлагается предоставить гарантии по обеспечению доходности инвестора при эксплуатации. Интерес проявили несколько компаний, в том числе из КНР и Кореи. Но и с деньгами ФЦП нет ясности. В октябре Алексей Цыденов говорил, что в программе на СШХ было 61 млрд руб., «но сейчас бюджетное вложение оптимизировано до 44 млрд руб.».
Также проект предполагает вложения от «Газпрома» и ОАО РЖД, а также самой «Корпорации развития», которые должны создать СП. Заявленные в проекте инвестиции «Газпрома» — 22,1 млрд руб. (достройка участка Надым—Пангоды, участки Новый Уренгой—Ямбург и Обская—Карская), ОАО РЖД — 30,6 млрд руб. (расширение участка Пангоды—Новый Уренгой—Коротчаево). Монополия может также выделить вне проекта 50 млрд руб. на усиление примыкающих путей. «Корпорация развития» должна дать 21 млрд руб. (Полуночное—Обская и Обская—Надым).
Магистраль «Северный широтный ход» — проектируемая железная дорога протяженностью 707 км по маршруту станция Обская-2 — Салехард — Надым — Коротчаево (бывшая станция «Тихая»). В перспективе до 2030 года планируется продолжить магистраль от Коротчаево на восток: Коротчаево — Русское (Южно-Русское НГМ) — Ермаково — Игарка. Протяжённость магистрали: Коротчаево — Русское (Южно-Русское НГМ) — 122 км; Русское (Южно-Русское НГМ) — Игарка — 482 км.
В качестве ещё более дальней перспективы озвучиваются планы по ж/д Игарка — Дудинка. Такую перспективу озвучил В. В. Путин в мае 2005 года в Челябинске во время совещания по вопросам социально-экономического развития Уральского федерального округа. Координатором строительства магистрали «Северный широтный ход» выступает Росжелдор. Изначально магистраль протяженностью 707 км предполагалось проложить к 2015 году. В начале 2012 года срок перенесли на 2016 год.
Партнер международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills, специалист по ГЧП Ольга Ревзина говорит, что за счет ГЧП государство может получить инфраструктуру, а инвестор — гарантии окупаемости, но если баланс будет нарушен, например, государство не захочет финансировать проект, привлечь инвестора будет гораздо сложнее.