18.12.2006,
RBC Daily
Франко-испанская табачная корпорация Altadis проявляет интерес к российскому рынку - в настоящее время она занимается активным поиском здесь табачных фабрик с целью их приобретения. «Россия является четвертым по величине табачным рынком в мире и имеет значительный потенциал. Мы изучаем проекты по приобретению производственных мощностей и, возможно, определимся с выбором к концу 2004 г.», – сказал в интервью одному из крупных западных изданий сопредседатель совета директоров компании Altadis Жан-Доминик Комолли. По его словам, группа Altadis перед принятием окончательного решения уделит особое внимание страновому риску и показателю окупаемости инвестиций, который не должен превышать 5 или 6 лет.
Выход Altadis на российский рынок может происходить по двум сценариям:
1) Новый игрок может приобрести в России одну из многочисленных табачных фабрик, которая не имеет в наличии сильных торговых марок. Тогда иностранной компании придется инвестировать в предприятие дополнительные средства – покупать современное оборудование и серьезно заняться диверсификацией его марочного портфеля. Наряду с этим Altadis потратится на раскрутку собственных сигаретных брендов, которые мало известны российским курильщикам. И для эффективной продажи своей продукции новичку российского табачного рынка не избежать крупных затрат на создание собственной дистрибьюторской сети. При этом участники рынка отмечают, что сейчас все «нормально работающие» компании-дистрибьюторы уже «разобраны» другими крупными западными компаниями – игроками российского рынка, такими как British American Tobacco, Philip Morris, Gallaher, JT International и Reemtsma. В настоящее время они контролируют 70–75% табачного рынка России.
2) Возможен вариант приобретения крупной российской табачной компании, которая располагает неизношенными производственными мощностями и продает известные потребителю торговые марки сигарет. Такая компания в России, по мнению экспертов, стоит $100-150 млн.
«Пока нам никаких конкретных предложений со стороны европейцев не поступало, – сказал помощник гендиректора компании «Балканская звезда» (марки «Балканская звезда», «Золотое кольцо», «1812», BS) Сергей Караулов. – Но если бы они предложили приемлемую цену и условия продажи, то, возможно, наша компания всерьез рассмотрела бы их предложение».
Представители другого российского независимого табачного производителя, компании «Донской табак» (торговые марки «Прима», «Наша марка», «Ростов», «Донской табак», «21 век»), не стали комментировать этот вопрос.
Корпорация Altadis была образована в октябре 1999 г. в результате слияния двух европейских компаний – Tabacalera и Seita. По итогам 2003 года объем продаж Altadis увеличился по сравнению с 2002 г. на 6,4% и составил 3,385 млрд евро. Прибыль до налогообложения в 2003 г. составила 1,078 млрд евро. Чистая прибыль снизилась по сравнению с 2002 г. на 32,6% до $293,2 млн. Среди основных брендов компании – Gauloises, Fortuna, News, Nobel, Royale.
По данным ассоциации табачных дистрибьюторов «Грандтабак», в 2003 г. всеми участниками российского рынка произведено 382 млрд сигарет, из них 5 млрд сигарет поставляется на экспорт. Между тем емкость рынка составляет только 320–330 млрд сигарет.