По данным газеты «Коммерсант», информационных порталов Subscribe.ru и Vc.ru, одна из крупнейших японских финансово-промышленных групп Mitsui & Co. приобрела 25% в японском представительстве CarPrice, рассказали в CarPrice и подтвердила директор московского офиса Almaz Capital Partners (совладелец CarPrice) Ирина Горячева.
Точную сумму сделки стороны не раскрывают, утверждая, что CarPrice привлек «несколько сотен миллионов японских иен», то есть несколько миллионов долларов. Источник, знакомый с ходом сделки, говорит, что ее сумма могла быть около $3–5 млн.
Финансирование будут направлено на расширение экспансии в Японии и развитие технологической платформы.
В 2015 году CarPrice уже привлекла $40 млн инвестиций от фондов Baring Vostok и Almaz Capital. Также среди акционеров сервиса фонды AltaIR, e.ventures, Fastlane Ventures, интернет-предприниматель Оскар Хартманн. Общий объем инвестиций в CarPrice до сих пор оценивался в $42 млн.
Офис CarPrice в Токио, открытый в феврале 2016 года, работает по бизнес-модели головной российской компании: сервис предлагает владельцу автомобиля продать его на онлайн-аукционе, ставки на котором в режиме реального времени делают автодилеры со всей страны. Если владелец согласен, он может продать машину, получив деньги в офисе CarPrice.
Сервис зарабатывает на комиссии с дилеров в размере 2–5% от сделки. Ежедневно через онлайн-аукцион продается около 150 автомобилей, со дня основания в июне 2014 года продано около 40 тыс. машин. Показатели по Японии в CarPrice не раскрывают.
Прямых конкурентов, работающих по модели онлайн-аукциона в реальном времени, на азиатском рынке нет, констатирует гендиректор CarPrice Денис Долматов.
«Наш формат — значительная экономия для Японии, так как стандартное офлайн-решение требует перевозки машины сначала на аукцион, потом с аукциона покупателю»,— поясняет он.
При этом платформа одинаково подходит как для с2b-, так и для b2b-сделок, а партнерская сеть и репутация Mitsui положительно повлияют прежде всего на b2b-сегмент, рассчитывают в CarPrice.
По словам господина Долматова, в Японии у компании уже развернуты полноценные операции, но «японским потребителям требуется больше времени на тестирование нового сервиса».
Японскому автомобильному рынку характерны открытость и прозрачность, 90% всех сделок — классические продажи через официальных дилеров и наработанные годами связи и контакты, тогда как в России доля таких сделок составляет 5%, рассуждает старший менеджер PwC в России Виктория Синичкина.
«Впрочем, на современном авторынке, рассчитанном на новое, менее приверженное традиционным принципам ведения бизнеса японское поколение, такая c2b-аукционная модель может завоевать популярность»,— считает она.
По данным за 2016 год, в среднем на семью в Японии приходится 1,064 автомобиля, а цена подержанной машины в апреле 2017 года составляла 362 тыс. иен, или 188,7 тыс. руб., приводят в CarPrice данные Автомобильной ассоциации Японии, добавляя, что продажи подержанных автомобилей за 2016 год составили почти 3,3 млн машин.
Mitsui & Co., Ltd. – японское торговое, инвестиционное и сервисное предприятие, насчитывающее 138 офисов в 65 странах мира по состоянию на июнь 2016 года. Корпорация активно инвестирует в российский бизнес.
Так, в ее портфеле пакеты акций в платежной системе Qiwi, производителе сжиженного природного газа Sakhalin Energy, одном из крупнейших фармпроизводителей «Р-Фарм» и др. В 2016 году Mitsui инвестировала в сервис доставки еды с рецептами «Шефмаркет».
Конгломерат занимается электроэнергетикой, машиностроением, финансами, химической и пищевой промышленностью. По собственным данным, стоимость активов Mitsui & Co составляет $102,7 млрд.
Mitsui занимается продажами, международной логистикой и финансированием в следующих областях: железная и стальная продукция, минеральные ресурсы и металлы, инфраструктурные проекты, интегрированные транспортные системы, химические продукты, энергетика, продукты питания, управление в сфере ритейла и питания, услуги в сфере здравоохранения, потребительский бизнес, IT и коммуникации, корпоративное развитие.
CarPrice - международная компания, платформа для продажи автомобиля через онлайн-аукцион, аналог проектов Webuyanycar (Великобритания), WirKaufenDeinAuto (Германия) и Al wataneya (ОАЭ). У компании 48 офисов в 23 городах России.
Сервис был создан в 2014 году петербургским предпринимателем Эдуардом Гуриновичем совместно с известным интернет-предпринимателем Оскаром Хартманном. Офис компании расположен в Москве.
В 2015 году CarPrice вошел в 100 самых обсуждаемых стартапов Европы по версии американского журнала Wired. В феврале 2016 года CarPrice открыл своё первое международное представительство в Японии.