07 июня 2017 года Россия приняла и подписала наряду с еще 67 странами Многостороннее Соглашение — Multi-Lateral Instrument и присоединилась к многосторонней Конвенции ОЭСР в целях противодействия размыванию налоговой базы и выводу прибыли из-под налогообложения.
Multi-Lateral Instrument, далее «МС», представляет собой заключительный 15 Акт Плана BEPS и модифицирует существующие Соглашения об избежании двойного налогообложения с другими странами.
Как будет работать МС?
Процесс проверки применимости положений МС состоит из нескольких ступеней.
Во-первых, страны должны подписать МС. Например, Украина и Казахстан МС еще не подписали, и, соответственно, российско-украинское и российско-казахстанское СОИДН пока остаются неизменными.
Во-вторых, подписавшие страны должны перечислить изменяемые МС налоговые соглашения. Например, Швейцария подписала МС, но не включила соглашение с Россией в число изменяемых, поэтому изменений в этом соглашении пока не будет.
И в-третьих, страны должны выбрать идентичные меры для того, чтобы они применялись к их взаимоотношениям. Например, если страна, подписавшая МС и назвавшая соглашение с Россией в числе изменяемых, заявляет о применении расширенных ограничений применения льгот и мер борьбы с кондуитами, а Россия применяет лишь тест основной цели и упрощенные ограничения применения льгот, то получается несовпадение выбранных мер, и налоговые соглашения в этой части изменяться не будут.
То есть, для понимания того, какие налоговые соглашения и каким образом будут меняться, необходимо анализировать, какие опционные выборы и какие оговорки делали страны-партнеры при подписании и ратификации МС.
Значение для России и для бизнеса
Для России результатом принятия данного документа станет (скорее всего с 2019 года, но, возможно, с отдельными странами МС вступит в силу и в 2018 году) изменение ключевых российских соглашений об избежании двойного налогообложения по ряду параметров. Хотя действующих соглашений на данный момент 82, но разницу между заявленными к покрываемым изменениями МС соглашениями с 65 странами (перечень 66 договоров в оговорках России к МС включает 2 договора с Бельгией) составляют соглашения со странами Средней Азии (за исключением включенного в список изменяемых соглашения с Казахстаном), Белоруссией, Ираном, КНДР и рядом других, не используемыми для налогового планирования.
Япония и Швеция так же не были включены в список стран изменяемых соглашений, однако, по этим соглашениям ведутся переговоры о замене существующих соглашений новыми договорами.
То есть, по сути речь идет о почти всех релевантных для российского бизнеса налоговых соглашениях.
Основные изменения, вносимые МС
Положения МС в основном повторяют основные положения официальных Комментариев ОЭСР к Модельной Конвенции, но с помощью МС и его ратификации Россией возможно будет внести одномоментно изменения во все соглашения об избежании двойного налогообложения в части противодействия применения льгот и преференций с целью размывания налоговой базы и уклонения от уплаты налогов.
1. Тест основной цели (Principle Purpose Test)
Независимо от любых положений Соглашения покрываемого МС, льгота не предоставляется в отношении дохода или капитала, если разумно заключить, с учетом всех соответствующих фактов и обстоятельств, что получение льготы было одной из основных целей любого соглашения или сделки, которые прямо или косвенно привели к этой льготе, если не установлено, что предоставление такой льготы в этих обстоятельствах будет соответствовать объекту и цели соответствующих положений Соглашения покрываемого МС.
Следовательно, исходя из формального содержания практически любой структуре могут быть предъявлены претензии. В этом первая и основная проблема MLI –отсутствие определённости. Отметим, что тест основной цели является практически безальтернативным, то есть каждая страна, присоединившаяся к МС, де-факто будет обязана его применять.
2. Limitation of Benefits Test
Для прошедших тест на предыдущем этапе следует второй тест, так называемый упрощенный тест на ограничение льгот, смысл которого заключается в том, что льготы по налоговым соглашениям могут не предоставляться, если акционерами претендующей на льготы компании более чем на 50% являются резиденты иной, чем данная юрисдикция, страны.
Резюме
Тесты Principle Purpose Test в совокупности с Limitation of Benefits Test (если последний будет применяться) могут сделать льготы налоговых соглашений не применимыми к большинству структур российских бенефициаров в их текущем виде. Это довольно печальный, но один из немногих очевидных выводов в сложившейся ситуации.
Второй вывод или скорее констатация факта – что Люксембург, Кипр и Нидерланды так же будут применять Principle Purpose Test, т.е. будет совпадение с выбранной Россией мерой.
Таким образом, после ратификации соглашения МС для России вступит в силу еще один протокол, но уже ко всем СОИДН со странами, ратифицировавшим Конвенцию, и будет обязателен к применению на территории этих стран. То есть льготами и пониженными ставками согласно СОИДН вскоре могут воспользоваться только те налогоплательщики, основной целью которых и не являются данные льготы и преимущества.
Соответственно, для структур, где налоговая составляющая является основной или наиболее значимой , скорее всего, есть смысл рассмотреть варианты реструктуризации.
Мы рекомендуем уже сейчас оценить свою структуру с точки зрения потенциальных рисков, возникающий в связи с принятием МС, и проанализировать возможности реструктуризации.
Будем рады ответить на Ваши вопросы: +7 (495) 649-84-74.
Олег Понамарев, адвокат, старший партнер Адвокатского бюро DS Law, ponamarev@ds-law.ru;
Денис Зайцев, адвокат, советник Налоговой практики Адвокатского бюро DS Law, zaytsev@ds-law.ru,
Оксана Голубцова, советник Налоговой практики Адвокатского бюро DS Law, golubtsova@ds-law.ru.
Команда DS Law готова поддержать Вас в выборе и реализации наиболее эффективных инструментов построения и развития надежного, прозрачного, прибыльного бизнеса, оказать необходимое содействие в защите нарушенных прав и восстановлении законных интересов Вашего бизнеса.