Банк России отозвал лицензию у московского Интерактивного банка с 26 апреля из-за того, что кредитная организация не исполняла требования законодательства и нормативных актов ЦБ.
Проблемы Интерактивного банка проявились, когда клиенты кредитной организации начали массово жаловаться на приостановку обслуживания банковских карт. Банк также ввел очередь на вывод средств со вкладов.
Каминский стал владельцем Интерактивного банка в середине прошлого года. Однако, по его словам, ему и связанным с ним лицам принадлежало не 70% банка, как писали некоторые СМИ, а "чуть меньше контрольного пакета".
Банк в момент покупки, по его словам, был "проблемный, но вполне нормальный": по некоторым кредитам велись суды о взыскании залогов, по другим ЦБ имел претензии к самим заемщикам и требовал прекратить с ними сотрудничество. Но, как считает Каминский, это довольно стандартная ситуация для большинства небольших банков.
"Мы понимали, что ниша финансовых технологий в России на тот момент была не освоена. Мы исходили из того, что чем меньше банк, тем меньше нам будет нужно заниматься формальной частью, и мы сможем максимально заниматься финтехом", — объяснил Каминский выбор Интерактивного банка, добавив, что банк имел одну из лучших IT-систем в секторе.
Заняться финтехом не удалось.
В период кризиса бизнесмен рассчитывал дешево купить высокотехнологичный банк, а также привлечь за небольшие по мировым меркам деньги высококвалифицированных российских программистов.
По словам Каминского, он хотел сделать на базе этого банка пилотный финтех-проект, а дальше демонстрировать его более крупную улучшенную копию в других юрисдикциях, например, в Великобритании, Люксембурге и Сингапуре.
"Всего лишь за несколько месяцев активного развития мы смогли показать весьма неплохие результаты как финтех-проект, что, в частности, было отмечено рядом премий", — сказал предприниматель.
Однако уже через полгода Каминский пересмотрел свои планы. "Объективно макроэкономические условия стали резко ухудшаться. Кроме того, продолжать активно заниматься этим проектом стало не целесообразно, потому что 80% времени и энергии тратилось на взаимодействие с ЦБ и на решение разных бюрократических вопросов, на что-то инновационное времени оставалось совсем мало", — объяснил свое решение Каминский.
Назад к медицине и ИИ.
Сделки по продаже банка были закрыты в конце февраля – начале марта. По словам Каминского, он продал свой пакет дешевле, чем купил, доли формально продавались покупателям-физлицам.
"На момент продажи у меня была уверенность, что это несколько соучредителей, которые совокупно соберут дополнительные инвестиции и увеличат уставный капитал", — рассказал он.
Банк России, по словам Каминского, еще до продажи его доли, в январе-феврале вынес Интерактивному банку несколько предписаний о необходимости пополнения резервов примерно на 250 миллионов рублей, и эти требования были выполнены. В противном случае регулятор отозвал бы лицензию еще в феврале или марте, полагает предприниматель.
Новые владельцы, по словам Каминского, рассчитывали нарастить свою долю в Интерактивном банке до 70-80% и вели переговоры с другими собственниками. Однако эти планы по неизвестным ему причинам не реализовались.
Сам Каминский сказал, что в ближайшее время намерен отойти от банковской деятельности и вновь сосредоточиться на своем международном бизнесе – инновационной медицине и проектах в области искусственного интеллекта.
Ранее бизнесмен обещал подарить 1 миллион долларов тому, кто доживет до возраста 123 года (предыдущий рекорд продолжительности жизни составляет 122,5 года).