Потеряв десять лет назад контроль над группой ПИК, Кирилл Писарев сделал ставку на строительство дорогой недвижимости за рубежом. Параллельно он начал развивать в Москве несколько площадок. Это позволило бизнесмену снова стать активным участником российского рынка недвижимости, заходя в проекты в качестве fee-девелопера. В интервью “Коммерсанту” Кирилл Писарев рассказал, как теперь структурируется его бизнес и почему он пока не вывел в Москву собственную управляющую компанию The Collection.
— В марте этого года ваш партнер Майкл Белтон заявил, что уже два года вы никакого отношения не имеете к Storm Properties, который вы создавали после ухода из ПИК. Что произошло?
— По сути, случился ребрендинг. Долгое время мы параллельно развивали два бренда — Wainbridge за рубежом и Storm Properties в России. Потом решили прийти к одному, сохранив название Wainbridge для всех стран. Бренд Storm Properties мы передали другой структуре.
— Какой?
— Это дружественные физические лица.
— Почему вы приняли решение о консолидации активов под единым брендом?
— Мы хотим развивать глобальную компанию. Сам по себе связанный с недвижимостью бизнес обычно локальный. И часто компании тоже развиваются локально.
С одной стороны, достаточно тяжело заниматься этим бизнесом на глобальном уровне, с другой — у этого пути есть свои плюсы. Например, возможность использовать экспертизу, которая есть на одном рынке, чтобы привнести ноу-хау на другой, менять людей, переносить преимущества одного рынка на другой.
— Как сейчас структурируется владение Wainbridge?
— Совладельцы компании — я, Майкл Белтон и Михаил Сердцев (экс-совладелец банка «Абсолют»). Но про доли я говорить пока не готов. Сейчас мы решаем, где именно будет сидеть головной офис. Скорее всего, это будет на Кипре.
— Планируете проекты на острове?
— Да, мы прорабатываем возможность выхода на рынок Кипра, рассматриваем три площадки и планируем закрыть первую сделку в первом квартале 2020 года. Здесь мы нацелены на реализацию элитного сервисного жилья и офисы класса A.
— Как сейчас структурируется ваш зарубежный портфель?
— Первый проект был в Лондоне, сейчас мы работаем в Париже, Нью-Йорке, Куршевеле, на Карибских островах и Лазурном побережье. В основном мы концентрируемся на направлении сервисных апартаментов для состоятельных людей под брендом The Collection. Это наша управляющая компания.
— Эти активы находятся у вас на балансе?
— Мы всегда имеем контроль не меньше 25%.
— В какие еще страны в перспективе может выйти компания?
— Основной фокус мы делаем на запуск новых проектов в тех странах, где уже находимся сейчас. Мы планируем запустить по два новых проекта в каждой в 2020 году.
— Сейчас вы участвуете в проекте по строительству отеля Bvlgari на Большой Никитской…
— Это никак не противоречит философии Wainbridge, мы привлечены как fee-девелопер. Изначально мы придумали концепцию, потом уже связались с LVMH Group, в портфель которой входит бренд Bvlgari. В этот момент оказалось, что компания уже пять лет ищет подходящий проект в Москве, так что договоренность была достигнута достаточно быстро.
— В проекте еще один fee-девелопер — MR Group. В этом нет конфликта?
— Изначально в нем были один инвестор и fee-девелопер. Но проект очень сложный с точки зрения архитектурного наследия, строительных работ в центре и так далее. MR Group привлечена в проект для поиска решений и согласования особенных технических параметров проекта. Мы отвечаем за концепцию проекта.
— Рассматривает ли сейчас компания покупку новых участков в Москве?
— Конечно, рассматривает. Москва сейчас выглядит очень привлекательной с точки зрения девелопмента. С точки зрения стратегии нам интересны для развития сегменты сервисных жилых проектов бизнес-класса и выше. Мы не заинтересованы в жилой недвижимости комфорткласса, намерены искать локации, где сможем предлагать продукт бизнес-класса по доступной цене.
— Сейчас многие девелоперы в Москве занимаются созданием сервисных апартаментов. Вы не рассматриваете возможность развиваться тут как управляющая компания?
— Проект, в который нам хотелось бы войти как управляющая компания, найти пока не удалось. Девелоперы в Москве сделали серьезный рывок. Но московским девелоперам пока далеко до лондонских.
— Вы выступаете совладельцем компании Protelux, специализирующейся на биопротеине (кормовая добавка). Почему вы заинтересовались этим бизнесом?
— Как международный инвестор, я нахожусь в поиске новых интересных тенденций и продуктов для инвестирования. Биопротеины — удивительное научное достижение, с помощью которого можно полностью искоренить голод во всем мире. У этой отрасли огромный потенциал, и я предполагаю, что инвестиции в нее могут быть даже более доходными, чем в недвижимость.