Одним из инвесторов, оказавших финансовую помощь «Мечелу» Игоря Зюзина в приобретении у государства 73,3% акций порта Ванино, стал негосударственный пенсионный фонд «Благосостояние», близкий к РЖД.
Об этом сообщил президент РЖД Владимир Якунин, который также является председателем попечительного совета НПФ, созданного структурами РЖД еще в 1996 году. «В НПФ «Благосостояние» просто просчитали все и поняли, что им выгодно занять деньги «Мечелу», – сообщил глава РЖД. Есть ли у «Благосостояния» доля в Ванино, г-н Якунин не пояснил. Он подчеркнул, что в дальнейшем подразумевается выход пенсионного фонда из этой сделки на условиях, выгодных с точки зрения управления пенсионными деньгами. При этом глава РЖД отметил, что именно «Мечел» просил о подобной финансовой поддержке и между сторонами был заключен соответствующий договор.
В декабре 2012 года транспортная «дочка» «Мечела» – «Мечел-транс» – выкупила 73,33% голосующих акций у государства (55% уставного капитала) за рекордную сумму 15,5 млрд руб. при стартовой цене 1,5 млрд руб. О том, как «Мечелу» удалось собрать столь внушительную сумму, при том что его чистый долг на конец 2012 года составил $9,1 млрд., компания не раскрывала.
В январе 2013 года стало известно, что «Мечел» продал почти все выкупленные у государства акции порта трем офшорам, бенефициары которых остаются до сих пор неизвестными. При этом у компании Игоря Зюзина осталось лишь 1,5% акций Ванинского порта. В настоящий момент на балансе транспортной «дочки» «Мечела» находятся ценные бумаги, выкупленные у бывшего акционера порта En+ Group 28,12% уставного капитала. Как следует из отчетности «Мечела», данный пакет акций может быть продан тем же самым покупателям до октября 2013 года.
Ванинский порт — транспортный узел, связывающий воедино железнодорожный, морской и автомобильный пути сообщения. Через Ванино поставляются грузы в северо-восточные регионы России, Японию, Южную Корею, Китай, Австралию, США и другие страны АТР. Выгодное географическое расположение порта открывает ближайший выход к морю грузам, идущим с Запада по Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожным магистралям.
Инфраструктуру порта образуют шестнадцать причалов, открытые и закрытые склады, оснащенные портовыми сооружениями и объектами, крановым оборудованием и перегрузочной техникой. Глубины у причалов и технические средства позволяют принимать и обрабатывать суда дедвейтом до 450 00 тонн. Среди обрабатываемых портом грузов: лес, уголь, глинозем, металлы, контейнеры, руда.
В состав стивидорной компании наряду с универсальными причалами входят специализированные терминалы: паромный, контейнерный и глиноземный, а также портовый флот, выполняющий швартовые операции, перевозку пассажиров, снабжение судов водой.
Грузооборот компании в 2010 году составил 6 млн. тонн. Выручка порта Ванино за девять месяцев 2012 года составила 1,13 млрд руб. Чистая прибыль — 149 млн руб. План по грузообороту на 2012 год составлял 6,1 млн тонн.