Акционер авиакомпании "ЮТэйр" НПФ "Сургутнефтегаз" все же поможет перевозчику, который несколько месяцев ищет помощи у государства. Компания проведет допэмиссию, увеличив уставный капитал в 5,4 раза, и эти акции, по данным "Ъ", могут выкупить структуры НПФ.
Также компания намерена привлечь кредиты на 75 млрд руб. по ставкам ниже рыночных. При этом госгарантий по кредитам "ЮТэйр" пока не добилась: Минфин не верит в финансовую модель компании.
Акционеры авиакомпании "ЮТэйр" одобрили увеличение уставного капитала перевозчика на 3,13 млрд руб., размещение обыкновенных акций номиналом 1 руб. пройдет по открытой подписке. Цену размещения определит наблюдательный совет компании, цель размещения не уточняется. Сейчас уставный капитал "ЮТэйр" состоит из 577,2 млн акций номиналом 1 руб.
Акционеры также одобрили привлечение двух синдицированных кредитов на 56,5 млрд руб. Ставки по ним оказались значительно ниже рыночных: по семилетнему кредиту на 29,5 млрд руб.— на уровне 14% (такова же ключевая ставка ЦБ), а по 12-летнему до 27 млрд руб.— на символическом уровне 0,01%. В материалах "ЮТэйр" говорится, что в синдикат банков могут войти Сбербанк, банк "Россия", Ханты-Мансийский банк "Открытие", Московский кредитный банк, Юникредит-банк, Альфа-банк, "Глобэкс", Сургутнефтегазбанк, МТС-банк, "Балтийское финансовое агентство".
Также акционеры одобрили подписание семилетнего кредитного договора со Сбербанком на 18,6 млрд руб. под 14% годовых. В самой "ЮТэйр", опрошенных "Ъ" банках и в Райффайзенбанке (консультант компании по реструктуризации долгов) отказались от комментариев.
Источник "Ъ", знакомый с ситуацией, говорит, что допэмиссия, вероятнее всего, будет проведена в пользу основного акционера (НПФ "Сургутнефтегаз" напрямую владеет 60,7% акций) или финансового инвестора, входящего в структуру НПФ.
В начале февраля источник Reuters также называл возможным инвестором "ЮТэйр" его акционера, имеющего приоритет при выкупе допэмиссии. По данным СМИ, инвесторы были готовы предоставить "ЮТэйр" 25 млрд руб. на расчеты с кредиторами.
По словам источника "Ъ", цена размещения "должна быть выше номинала, иначе допэмиссия не имеет смысла для перевозчика с его многомиллиардной задолженностью". На конец 2014 года долг "ЮТэйр" с учетом лизинга составлял 167,8 млрд руб.
По оценкам Минфина, в финансовой модели компании отношение долга к EBITDA прогнозируется в 8,2 в 2015-м, 7,2 в 2016-м и в среднем 4,2 в 2017-2020 годах. Компания просила госгарантии по кредитам до 38,4 млрд руб., но в начале апреля глава Минэкономики Алексей Улюкаев сообщил, что объем госгарантии для "ЮТэйр" может составить около 19 млрд руб.
"ЮТэйр" не первый российский авиаперевозчик, которому в трудной ситуации с привлечением средств помогают акционеры. Так, авиакомпания "Сибирь" (S7) в этом году вдвое увеличила уставный капитал до 204 млн руб. за счет допэмиссии.
В пресс-службе компании "Ъ" пояснили, что допэмиссия проводилась среди акционеров по закрытой подписке (99,5% акций "Сибири" у ЗАО "Группа компаний С7" Натальи и Владислава Филевых). Борис Рыбак из Infomost замечает, что поддержка акционера может говорить о том, что сокращение издержек и оптимизация бизнеса дали результат и собственники и кредиторы готовы выбрать мягкий вариант вывода перевозчика из кризиса.