По данным газеты «РБК daily», на Дальнем Востоке появится еще один аэропортовый холдинг, который объединит аэропорт Хабаровска и часть бизнеса аэропорта Владивостока. Кроме того, группа рассчитывает побороться за аэропорт Южно-Сахалинска. Возглавит новую компанию бывший топ-менеджер группы «Альянс» и совладелец аэропортов Константин Басюк.
23 сентября собрание акционеров Хабаровского аэропорта должно было проголосовать за передачу полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации. Эта компания займется управлением и стратегическим развитием всех аэропортовых активов, ранее принадлежавших группе «Альянс». Речь идет об аэропорте Хабаровска (90% акций которого сейчас принадлежит частным акционерам во главе с самим Басюком), 19% акций «Международного аэропорта Владивосток» (оператор действующего терминала), один из топливозаправочных комплексов, кейтеринговый и грузовой бизнес в строящемся терминале владивостокского аэропорта.
Новая управляющая компания (название которой сейчас обсуждается) также рассчитывает принять участие в конкурсе на покупку аэропорта Южно-Сахалинска (местный ТЗК уже принадлежит частным акционерам). Этот актив включен в список приватизации на этот год. Также рассматривается проект участия в пассажирском бизнесе аэропорта двойного назначения в Петропавловске-Камчатском, акции которого не так давно были переданы в региональную собственность. «В перспективе это даст синергию на операционном уровне», — отмечает г-н Басюк, который, как ожидается, станет главой новой управляющей компании.
Необходимость координации развития дальневосточных аэропортов обсуждается уже несколько лет. Согласно подготовленным компанией Lufthansa Consulting предложениям, аэропорт Владивостока (там к саммиту АТЭС в 2012 году строится новый пассажирский терминал) должен стать крупным транзитным хабом, а Хабаровску отводится роль регионального российского хаба. При этом учитывается, что оба города должны быть соединены с Москвой прямым воздушным сообщением.
К 2015 году оба аэропорта будут обслуживать 5,5 млн пассажиров и 120 тыс. т грузов. Хабаровский аэропорт будет обслуживать 2,8 млн пассажиров в год и 50 тыс. т грузов. Аэропорт Владивостока будет обслуживать 2,7 млн пассажиров и 75 тыс. т грузов. Для сравнения пассажиропоток 2010 года в аэропорту составил только 1,5 млн пассажиров.
Чтобы достичь такого пассажиропотока, в каждом из аэропортов должны быть базовые перевозчики. Во Владивостоке это «Владивосток-Авиа», а в Хабаровске — преемник обанкротившегося «Дальавиа». Также в стратегии развития аэропортов впервые предусмотрено и создание регионального перевозчика, который соединит оба аэропорта с более мелкими населенными пунктами.
Чтобы обеспечить рост пассажиропотока в аэропорту Владивостока, сейчас обсуждается возможность введения принципа «открытого неба» и упрощения визового режима, добавляет г-н Басюк. Этот вопрос уже поднимался ранее на встрече администрации региона и президента Дмитрия Медведева, соответствующие документы переданы на рассмотрение в правительство. Не исключено, что для прилетающих во Владивосток иностранцев будет действовать безвизовый режим на срок до пяти дней.
История аэропорта «Южно-Сахалинск» началась в 1945 году. После освобождения Южного Сахалина и Курильских островов от японских милитаристов гражданская авиация Сахалинской области получила новое развитие. С октября 1945 года на военный аэродром «Осава», расположенный западнее пос. Большая Елань, из Хабаровска в Южно-Сахалинск открылись регулярные полеты. В двухэтажном деревянном здании японской постройки разместилась первая авиационная администрация Сахалинской области.
Дальневосточное управление ГВФ направило старшего лейтенанта Полозова (назначен начальником аэропорта) и капитана Бичуна – командира 198-го летного отряда, состоящего из 5 экипажей, группы технического состава инженерно-авиационной службы, двух самолетов ЛИ-2, и одного «Дугласа» СИ-47, для организации на базе военного аэродрома авиатранспортного предприятия. Первым начальником аэропорта стал Полозов К.И.
Спустя время, в мае 1946 года в Южно-Сахалинский аэропорт был направлен пилот Лосенков с самолетом ПО-2. В течение года он осуществлял патрулирование лесов Сахалина для борьбы с пожарами и использовался в других, в основном хозяйственных целях. Для организации авиаперевозок была открыта билетная касса, созданы линейно-эксплуатационная ремонтная мастерская самолетов и служба ГСМ. Это явилось началом развития инфраструктуры аэропорта Южно-Сахалинска.
В сентябре 1947 г. произошло объединение аэропорта «Южно-Сахалинск» и 198-го летного отряда. В состав Южно-Сахалинского объединенного авиаотряда ДВТУ ГВФ были включены все действующие аэропорты и посадочные площадки Сахалинской области.
Главная задача аэропорта сегодня – привлечение наибольшего числа авиакомпаний, качественное и надежное выполнение технологических процессов и обеспечение наибольшего комфорта и безопасности пассажиров. К услугам пассажиров международных линий открытый в 1998 году и обновленный позднее международный сектор, отвечающий всем мировым стандартам. На предприятии трудится без малого 600 человек, которые обеспечивают прием и обслуживание воздушных судов таких авиакомпаний, как «Сахалинские авиатрассы», «Аэрофлот», «Трансаэро», S7, «Владивосток Авиа», Asiana, Авиашельф , «Амурские авиалинии».
На сегодняшний день из аэропорта «Южно-Сахалинск» осуществляются полеты по 10-ти внутренним и 5-ти международным направлениям. В 2009 году в островной аэропорт прибыли 312 978 пассажиров, из них на международных рейсах – 42 982 человек; вылетели 317 336 пассажиров, из них на международных рейсах – 44 528 человек. Всего обработано груза и почты в 2009 году 98,3% (от объема 2008 года).
На сегодняшний день международный аэропорт «Южно-Сахалинск» может принимать такие типы воздушных судов, как ЯК-40, Як-42, Ан-24РВ, Ан-26, Ан-72, Ан-74, АН-12, ТУ-134, ТУ-154М, ТУ-204, ТУ-214, Ил-76, ИЛ-62М, Ил-86, Ил-96–300, DASH 8–200, DASH 8–300, Боинг 737–200, Боинг 737–500, Боинг 757–200, Боинг 767–300ER, А-319, А-320, А-321, А-310–200, А-310–300, самолетов деловой авиации типа FALCON – 200, FALCON – 900, GULFSTEAM – IV SP, вертолетов Ми-8 МТВ, Ми-8АМТ, Ми-26 и классом ниже. Летом 2009 года южно-сахалинский аэропорт распоряжением Росавиации допущен к приему Б-777–200, А-330 и его модификаций.
Потенциал авиационных перевозок в Дальневосточном регионе огромен, отмечает главный редактор «Авиатранспортного обозрения» Алексей Синицкий.