Круг претендентов на лишенную сертификата эксплуатанта авиакомпанию «Трансаэро» ширится: к ней проявили интерес зарубежные инвесторы. Как рассказали «Ъ», специализированный фонд при правительстве Малайзии, реструктурировавший долги Malaysia Airlines, интересуется либо покупкой «Трансаэро», либо формированием на основе ее флота и собственных самолетов новой авиакомпании, ориентированной на Азию. Впрочем, эксперты считают эту инвестиционную идею крайне странной.
Как сообщил «Ъ» президент Российского инвестиционного агентства (РИА) Юрий Спиридонов, крупный инвестфонд, создаваемый с участием правительства Малайзии и «команды, имеющей опыт реструктуризации Malaysia Airlines и AirAsia», а также управления более мелкими авиакомпаниями, интересуется различными формами инвестирования в «Трансаэро».
По словам господина Спиридонова, представители инвестора совместно с РИА провели уже две встречи с руководством Минтранса, на которых высказывали интерес к приобретению «Трансаэро». Как представители Минтранса, так и участвовавшие в переговорах крупнейшие банки—кредиторы компании (Сбербанк, ВЭБ, ВТБ) поддержали это намерение, пояснил топ-менеджер РИА.
Конфигураций может быть две, говорит господин Спиридонов. Первая — покупка 100% акций «Трансаэро», при этом 50% остается у инвестфонда, а 50% передается в управление РИА, и реструктуризация долгов компании.
«У малазийских инвесторов есть опыт работы с долгами: они уже успешно реструктуризировали задолженность Malaysia Airlines, составляющую $6 млрд», — говорит глава РИА.
Второй вариант — если спасти «Трансаэро» не получится, то выкупить часть ее флота (Airbus А380, за которые внесены первые лизинговые платежи) и, добавив собственные самолеты, основать новую авиакомпанию. Она должна ориентироваться как на направления «Трансаэро», так и на дальнемагистральные перелеты в Индию, Китай и Юго-Восточную Азию.
«Азия — большой рынок, — говорит он, — поток пассажиров обеспечен, плюс к тому компания сможет предложить цены ниже “Аэрофлота” или “Трансаэро”». Структура собственности в этом случае должна быть такой же, как и в случае покупки. Юрий Спиридонов добавил, что на начало ноября запланирована новая встреча.
Он уточнил, что «Трансаэро» интересовались и два арабских фонда. В Минтрансе от комментариев отказались. В банках-кредиторах либо не комментируют, либо не ответили на запрос «Ъ».
Независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко говорит, что для фонда покупка «Трансаэро» может быть интересной только с точки зрения «коллекционирования проблемных перевозчиков», поскольку один у них уже есть.
У «Трансаэро» аннулированы сертификат эксплуатанта и назначения на все международные маршруты, говорит эксперт, и шансов «перезагрузить» компанию практически не осталось.
В Малайзии сейчас ощутимый переизбыток дальнемагистральной провозной емкости, и предположение об интересе к контракту на четыре Airbus A380 не выглядит убедительным. Кроме того, если они действительно нужны, то слоты вскоре можно будет получить напрямую у Airbus.
Реструктуризацию Malaysia Airlines, финансовые трудности которой лишь обострились после двух авиакатастроф в 2014 году, инициировал ее крупнейший акционер — госфонд Khazanah Nasional. Это фонд стратегических инвестиций при правительстве Малайзии, суммарные активы на конец 2014 года — 145,5 млрд ринггитов ($34,1 млрд).
Но, по словам источника «Ъ», в ситуацию с «Трансаэро» непосредственно фонд вовлечен не будет: предполагается создать новую структуру, используя опыт работы фонда и с привлечением команды, занимавшейся реструктуризацией.