Мощности новгородского АО «Дека», которое было одним из крупнейших производителей кваса и безалкогольных напитков под брендами «Никола» и «Хлебный квас», могут быть выкуплены ООО «Иннова Финанс», рассказали два источника “Коммерсанта”. Учредителя и директора «Инновы Финанс» Андрея Данькова собеседники издания связывают с холдингом «Социум» Игоря Ашурбейли. Предприятия «Социума» выпускают научно-техническую продукцию, медицинское оборудование, управляют недвижимостью. По собственным данным, в 2020 году «Социум» получил 17,9 млрд руб. выручки. Господин Даньков подтвердил интерес к «Деке», подчеркнув, что планирует заниматься проектом сам. В «Социуме» на вопросы издания не ответили.
По итогам 2017 года «Дека», по собственным оценкам, занимала 35% российского рынка кваса, а на бренд «Никола» приходилось 15,4% всех продаж напитка в стране. Но уже в 2018 году «Дека» получила 393,1 млн руб. чистого убытка, а годом позже Арбитражный суд Новгородской области признал компанию банкротом по заявлению Сити Инвест Банка. В 2020 году производство на «Деке» было остановлено. На апрель 2021 года в реестр требований кредиторов было включено 1,89 млрд руб. Основным кредитором с долгом около 900 млн руб. выступает ООО «Кварта», которое связано с Сити Инвест Банком. Долг «Деки» перед «Инновой Финанс» — 400 млн руб.
Производственный комплекс «Дека» оценен в 1,5 млрд руб.
Собрание кредиторов, на котором должны были утвердить порядок продажи имущества с торгов, прошло 13 августа. Но, как рассказал газете конкурсный управляющий «Деки» Максим Лагода, конкурсные кредиторы, в частности «Кварта», проголосовали против продажи имущества единым лотом. Господин Лагода тем не менее считает более выгодной и целесообразной продажу завода единым лотом, поэтому намерен обратиться в суд, чтобы порядок реализации утвердил судья, ведущий дело о банкротстве.
Конкурсный управляющий также оспаривает расторжение соглашения с владеющей брендом «Никола» кипрской Alpetrust Holding Ltd (считается структурой Сити Инвест Банка) и «Декой», по которому предприятие могло использовать марку. По словам Максима Лагоды, конечная цель — сделать «Деку» правообладателем бренда «Никола». В Сити Инвест Банке комментарий не предоставили.
Представитель АО «Вятич» (бренд «Вятский квас») Владимир Маматов говорит, что покупать производство без бренда нет смысла. Но даже если марку удастся вернуть, сейчас она не представлена на полках, а реанимация бренда зачастую требует больших усилий, чем создание нового, поясняет он.
Исполнительный директор «Русбренда» Алексей Поповичев отмечает, что «Никола» до сих пор остается известной и перспективной маркой. Но конкуренция на рынке достаточно острая, поэтому каких-то прорывных результатов без серьезных вложений в маркетинг и дистрибуцию ждать не стоит, предупреждает он. Кроме того, отмечает господин Поповичев, потребитель, особенно в городах, все больше внимания уделяет теме здорового питания, что негативно сказывается на потреблении сахаросодержащих напитков.