По данным газеты «Коммерсантъ», круг претендентов на покупку российской «дочки» шведского Swedbank расширяется. Этим активом кроме финского Pohjola Bank интересуется и банк МФК, принадлежащий Михаилу Прохорову и ряду известных бизнесменов. Если сделка состоится, она может стать первой инвестицией банка МФК в реструктуризацию банковских плохих активов. Впрочем, результат переговоров банка МФК и «Сведбанк» зависит от ответа финского инвестора.
В рамках направления деятельности по реструктуризации проблемных бизнесов МФК заинтересован в приобретении банков, испытывающих определенные трудности, и в этой связи «Сведбанк» рассматривается как один из потенциальных объектов для приобретения. У МФК есть набор предложений (начиная от покупки банка целиком и заканчивая приобретением его проблемных активов), которые он готов обсуждать с руководством «Сведбанк» при наличии встречного интереса с его стороны.
Активную деятельность в России «Сведбанк» практически остановил с началом финансового кризиса, объясняя это возросшими рисками (свыше 40% его кредитного портфеля составляли кредиты компаниям строительного сектора). В феврале 2010 года из капитала «Сведбанк» вышел ЕБРР, владевший долей в 15%. Тогда же банк начали покидать топ-менеджеры финансового корпоративного и розничного блоков.
Реализация идеи продать российскую «дочку» Swedbank имеет смысл в обозримой перспективе, поскольку со временем ситуация в банке не улучшается. По итогам первого квартала банк показал убыток в 59,75 млн руб. против 4 млрд руб за четвертый квартал 2009 года.
История Swedbank началась в 1820 г., когда в шведском городе Гётеборге, был основан первый сберегательный банк. Впоследствии двенадцать сельскохозяйственных банков объединились под названием Föreningsbanken и в 1997 году присоединились к группе сберегательных банков Sparbanken, образовав одно из наиболее крупных банковских объединений Скандинавии – FöreningsSparbanken, на иностранных рынках более известное как Swedbank.
В 1999 году Swedbank принял решение о развитии бизнеса за пределами Швеции и приобрёл 50% самой крупной в странах Балтии финансовой группы - Hansabank. Сотрудничество получилось успешным, и в 2005 году Swedbank стал владельцем 100% акций Hansabank. В рамках принятой стратегии развития международного бизнеса Swedbank приобрел банки, открыл филиалы и представительства в Финляндии, Дании, Норвегии, Люксембурге, Испании, Америке, Китае, Японии, Украине и России, поддерживая бизнес своих клиентов в этих странах.
Руководствуясь исторически и географически обусловленной близостью, а также положительным опытом работы с российскими к клиентами, в 2004 году Swedbank принял решение о выходе на российский банковский рынок. По его поручению Hansabank Group приобрела небольшой российский банк, который в 2005 году был переименован в ОАО Hansabank. Следуя стратегии приоритетного развития в центральном и северо-западном регионах России, в 2006 году были открыты филиалы – в Санкт-Петербурге и Калининграде.
В связи с активным развитием Swedbank на международных рынках, в 2006 году было принято решение о переходе на единый бренд и FöreningsSparbanken был переименован в Swedbank. Переименование российского ОАО Hansabank в ОАО Swedbank (OAO «Сведбанк») стало частью общего процесса, проходящего в группе Swedbank.
Российская «дочка» шведской группы мало известна на российском банковском рынке. На 1 января 2010 года, «Сведбанк» занимал 56-е место по размеру чистых активов (59,5 млрд руб.), спустившись за год вниз на две ступени. История российского бизнеса «Сведбанк» не была безупречной. Так, летом 2007 года после проверок Банком России на ряд операций «Сведбанк» было наложено вето, в частности, банку было запрещено в течение трех месяцев привлекать новых клиентов, совершать сделки с валютой и другими банками. Претензии российского регулятора были связаны с несвоевременным представлением «Сведбанк» информации о сомнительных сделках в Росфинмониторинг. Однако после устранения всех нарушений осенью того же года «Сведбанк» возобновил работу в полном объеме.
Если МФК выдвинет Swedbank свое предложение, продавец будет иметь дело с совершенно иным типом покупателя, нежели до этого, говорит гендиректор ФК «Открытие» Михаил Беляев. «Если финны — это стратегический инвестор, то МФК работает как инвестбанк — упаковал и продал»,— отмечает он.
По мнению аналитика «ВТБ Капитала» Михаила Шлемова, основным фактором, определяющим вероятность совершения сделки с Pohjola Bank (которому в России нужна нормальная платформа для развития бизнеса), будет являться готовность Swedbank взять на себя значительную часть плохих активов российской «дочки». «В сделке с МФК, стратегия которого сконцентрирована на работе с плохими активами, вопрос дальнейшей судьбы плохих долгов «Сведбанка» для шведов, возможно, будет звучать не так остро», — продолжает он.