Основанием для решений стало то, что потенциальные покупатели «не представили необходимых и достаточных документов для проверки инвесторов на соответствие требованиям законодательства Украины», сказал представитель НБУ.
Напомним, что Сбербанк 27 марта 2017 года объявил о планах продажи 100% акций украинского дочернего банка латвийскому Norvik Bankа (принадлежит Григорию Гусельникову) и белорусской компании, подконтрольной сыну владельца «Русснефти» Михаила Гуцериева Саиду. В апреле президент Сбербанка Герман Греф говорил, что украинская «дочка» будет продана по цене меньше, чем капитал.
В ответ на запрос представитель Сбербанка сказал, что госбанк «имеет юридические обязательства перед партнерами, запрещающие любые комментарии до совершения сделки».
НБУ в апреле получил документы для согласования от Саида Гуцериева и Григория Гусельникова, которые одновременно являются гражданами Великобритании и России.
Кому активы?
Человек, близкий к Сбербанку, рассказывал, что за украинский актив госбанк получит отели Hilton, расположенные в Перми, Екатеринбурге и Кирове, и на них у банка уже есть покупатель – АФК «Система». Человек, близкий к руководству АФК «Система», говорил в апреле, что компания интересовалась отелями, но никакого решения не приняла.
Сбербанк объявлял, что планирует закрыть сделку по продаже «дочки» в первом полугодии 2017 г. В июне Гуцериев сообщал, что сделка может быть закрыта в ближайшие два месяца.
В начале июля на украинскую «дочку» Сбербанка появился другой претендент – основатель инвесткомпании VP Capital Виктор Прокопеня. В середине июля белорусские власти одобрили ему продажу белорусского Паритетбанка за $50 млн., через который он и планирует приобрести украинскую «дочку» Сбербанка.
НБУ подтверждал, что получил заявку от Прокопени. Сам предприниматель сказал, что сохраняет интерес к покупке украинской «дочки» Сбербанка.
Потенциальными покупателями ПИБа были основатель MosCityGroup Павел Фукс и депутат Верховной рады Украины Максим Микитась. В июне интерес к ПИБу проявлял владелец компании DCH Александр Ярославский.
В марте 2017 г. президент Украины Петр Порошенко ввел санкции на год против пяти банков с российским капиталом – Сбербанка, ВТБ, ПИБа, VS Bank (принадлежит Сбербанку через европейскую «дочку» Sberbank Europe) и «БМ банка» (принадлежит ВТБ).
Предправления ВТБ Андрей Костин называл попытки продать украинские дочки «сизифовым трудом» из-за подхода властей Украины.
«Мы ищем покупателя, но, мне кажется, при том подходе, который сегодня применяет украинское руководство и нацбанк, это сизифов труд. Можно сколько угодно этот камень тащить на гору, но потом власти будут нас отправлять обратно. Сегодня мы ищем покупателя и одновременно проводим политику сокращения наших издержек, нашего бизнеса там, будем дальше смотреть», – сказал он.