Как выяснил "Ъ", у американской сети закусочных Nathan's Famous, специализирующейся на продаже хот-догов, появился новый партнер в России и СНГ.
Почти половина бизнеса "ЭнЭф Рус", получившей право на использование бренда Nathan's Famous, принадлежит Евгению Бирину — бывшему контрагенту одежных сетей Mango и Pull & Bear.
Бизнесмен хочет увеличить до конца 2016 года сеть Nathan's Famous в России в 15 раз. Конкуренты скептично относятся к этим планам: только по итогам текущего года рынок фастфуда сократится на 20%.
О том, что господин Бирин владеет 48% ООО "ЭнЭф Рус", франчайзи американской сети закусочных Nathan's Famous в России и СНГ, "Ъ" сообщил сам бизнесмен. Эту долю он выкупил у основателя "ЭнЭф Рус" Алекса Ковалера и его партнера, которые остались совладельцами бизнеса.
Господин Ковалер — бывший топ-менеджер ООО "Венрус". Эта компания, входившая до 2013 года в ресторанный холдинг "Арпиком", занималась продвижением в России Wendy's — еще одной американской сети закусочных (в итоге владелец этого бренда отказался развивать российский бизнес). Стороны не раскрывают сумму сделки по покупке долей в "ЭнЭф Рус".
Первое заведение Nathan's Famous в России открылось в 2013 году, к началу 2014 года работало 15 закусочных, из них семь закрылись в течение прошлого года. Это связано с тем, что ставки аренды были зафиксированы в валюте, а собственники недвижимости не согласились переходить на рублевую оплату, объясняет господин Бирин. Впрочем, летом в Москве открылись три полноформатных ресторана Nathan's Famous.
Nathan's Famous создана в США в 1916 году, основное меню состоит из хот-догов. Сейчас сеть включает 40 тыс. закусочных в 11 странах мира, ежегодно продает около 500 млн хот-догов. За финансовый год, завершившийся в марте 2015 года, выручка сети выросла на 24,3%, до $99,1 млн, EBITDA — на 68,5%, до $22,4 млн.
Для уроженца Риги Евгения Бирина развитие сети закусочных не первый бизнес в потребительском секторе. В 2003 году он начал работать директором по развитию Arts Group, которая до 2007 года развивала в России по франчайзингу магазины одежды Mango, Promod, Jenifer, Pull & Bear. Позже бизнесмен переключился на коммерческую недвижимость: один из его активов — часть московского торгцентра "Атриум".
Теперь господин Бирин рассчитывает увеличить российскую сеть Nathan's Famous в 15 раз до конца 2016 года. "Задача — открыть 100-120 новых закусочных",— заявил он, уточнив, что основной рост планируется за счет субфраншизы. Сейчас у Nathan's Famous четыре партнера в регионах, в основном на юге России.
Собственных средств "ЭнЭф Рус" хватит на открытие 20 закусочных, уточнил Евгений Бирин. Он оценивает затраты на открытие одного заведения в 0,5-3,5млн руб., а окупаемость — в полгода-год.
Эксперт Franshiza.ru Анна Рождественская говорит, что Nathan's Famous снизила размер паушального взноса и требования к размещению точек, что увеличивает шансы сети на достижение заявленных показателей. В Nathan's Famous уточнили, что провели ранжирование размера паушального взноса.
"До этого взнос был единым и составлял $6 тыс., сейчас возможны варианты — $2 тыс., $4 тыс. и $6 тыс.— в зависимости от формата",— сообщили в компании. Но в настоящее время, когда на фоне снижения спроса для общепита повысились налоги и сборы, в России рынок уличного фастфуда падает: по итогам этого года на 15-20%, как и в 2014 году, предупреждает глава совета директоров компании "Маркон" (развивает сеть Stardogs из 800 закусочных) Сергей Рак.
По его словам, в отличие от прошлого кризиса, когда многие потребители переключались на фастфуд, сейчас трудности испытывают все сегменты рынка общепита. С начала этого года "Маркон" закрыл почти сто закусочных Stardogs, в то время как раньше прирост составлял 10% в год, отметил господин Рак.
Сейчас поиск партнеров-франчайзи затруднен, подтверждает Анна Рождественская. По ее словам, две трети желающих открыть закусочные по лицензии — собственники помещений, у которых нет никакого опыта в бизнесе общепита.