Новый владелец Азиатско-Тихоокеанского банка (АТБ, 45-е место по размеру активов) — казахстанская компания ТОО «Pioneer Capital Invest»,— купивший недавно банк у ЦБ, намерен присоединить к АТБ небольшой по размеру банк, сосредоточенный на автокредитовании (Квант Мобайл банк, прежнее название Плюс-банк, 125-е место по активам). Об этом рассказал “Коммерсанту” источник, близкий к владельцу этих банков.
По данным издания, после завершения консолидации банк будет работать под единым брендом. Официальный представитель АТБ подтвердил факт объединения. Он заверил, что бренд АТБ сохранится. Исходя из размера активов на конец третьего квартала 2021 года, согласно рейтингу «Интерфакса», объединенный банк по своему размеру (свыше 163 млрд руб.) превысит активы Экспобанка (42-е место).
В октябре ЦБ и Pioneer Capital Invest (Казахстан) подписали договор купли-продажи 100% акций АТБ за 14 млрд руб. Регулятор также получит часть прибыли АТБ по итогам трех кварталов. Всего банк заработал 1,5 млрд руб., согласно МСФО, против 1,7 млрд руб. годом ранее. Квант Мобайл банк в третьем квартале сменил владельца с First Heartland Jusan Bank на Pioneer Capital Invest. У обоих один и тот же конечный бенефициар — частный «Назарбаев фонд».
Pioneer Capital Invest не исключает и других покупок финансовых активов в России, сообщил “Ъ” представитель акционера АТБ. Вопросы о дальнейшей стратегии в банке комментировать не стали.
Согласно отчетности по РСБУ, более 80% кредитов населению в структуре портфеля Квант Мобайл банка формируют автокредиты.
По данным Frank RG на начало октября, по портфелю автокредитов он занимает 20-е место (14,0 млрд руб.). В продуктовой линейке АТБ автокредитов нет.
По мнению партнера EY Геннадия Шинина, небольшой по размеру Квант Мобайл банк может влиться в бизнес АТБ как сегмент в части автокредитования: «Топ-менеджмент АТБ может попробовать развить автокредитование за счет своей клиентской аудитории на базе, доставшейся от родственного банка. Это направление стоит развить, чтобы занять в нем свою нишу в регионах присутствия АТБ». Для полноценных розничных игроков, у которых есть в том числе ипотека, автокредит — вполне логичное направление, добавляет он, это популярный продукт, который при адекватном риск-менеджменте может быть прибыльным.
Нередко банки покупаются ради недостающих компетенций либо клиентской базы и активов, говорит старший кредитный специалист Moody's Ольга Ульянова. Гипотетически, полагает она, банки могли развиваться самостоятельно, однако «есть ряд плюсов, которые играют в пользу объединения».
Прежде всего, это экономия на издержках, в том числе за счет содержания одной ИТ-системы, во-вторых — это выбор сильного бренда из двух, в-третьих, формирование единого казначейства, то есть привлечение средств в общий пул ликвидности, поясняет эксперт. Также, отмечает она, наличие одного, но более крупного банка позволит держать меньший объем ликвидности, чем для двух отдельных банков. По оценке госпожи Ульяновой, бренд АТБ более известен и будет эффективнее с точки зрения продвижения банковских продуктов для широкого рынка, в том числе розничных.
Традиционно объединение банков занимает от полугода до года, отмечает Геннадий Шинин.
В отдельных случаях он может растянуться и на несколько лет, однако при объединении с монолайнером процесс может быть достаточно быстрым, уточняет он: «Самое сложное — технологическое объединение, которое включает в себя интеграционные процессы, в том числе по объединению ИТ-систем. Чаще всего оно завершается уже после юридического объединения».