По данным газеты «РБК daily», «Русская цементная компания» (РЦК), созданная в прошлом году при участии «Ростехнологий» и цементного холдинга «Сибирский цемент», уже в этом году может стать крупнейшим производителем цемента в Иркутской области. Компания договорилась с холдингом РАТМ Эдуарда Тарана (обвиняется в даче взятки, выпущен под залог) о покупке его доли в ОАО «Ангарскцемент», которому принадлежат одноименный цемзавод и крупная сырьевая база.
РАТМ продает РЦК 50,1% «Ангарскцемента». Другим акционером этой компании выступает холдинг «Сибирский цемент». Стороны подписали предварительное соглашение о сделке, стоимость которой составит $62 млн. Закрыть ее планируется в мае—июне 2011 года. Таким образом, РЦК достанется крупнейший производитель цемента в Иркутской области, доля которого в регионе достигает 85%. «Ангарскцемент» контролирует действующий завод мощностью 1,3 млн т цемента в год и сырьевую базу — карьер «Перевал» и Быстринское месторождение.
История ОАО «Ангарскцемент» начинается с 1950 года, когда Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1950 г. N 2489 и приказа министра промышленности строительных материалов СССР от 30 ноября 1950 г. N 737 было принято решение о строительстве в Иркутской области цементного завода. Проект завода выполнен Ленинградским институтом «Гипроцемент».
В 1955 году в городе Ангарске началось строительство завода по мокрому способу производства и 26 декабря 1957 г. пущена в эксплуатацию первая технологическая линия, в феврале 1958 г. - вторая, а в марте - третья. В феврале 1960 года задействована четвертая технологическая линия, с пуском которой мощность завода определилась в 900 тысяч тонн цемента в год.
Важными особенностями, отличающими завод от родственных предприятий страны, являются использование впервые в отечественной практике мраморизованного известняка в качестве карбонатного сырья, а также отдаленность сырьевой базы, карьера «Перевал», расположенного в 180 км от завода вблизи железнодорожной станции Слюдянка.
Ангарский цементный завод пережил несколько этапов развития. Благодаря творческой инициативе коллектива, он превратился в передовое предприятие, прочно удерживающее престиж одного из лучших в цементной отрасли страны. Становление завода проходило в обстановке напряженной борьбы и за достижение высоких производственных показателей и за улучшение условий труда на каждом рабочем месте и за охрану окружающей среды.
Прежде всего, была решена задача резкого уменьшения безвозвратного пылеуноса с вращающихся печей, реконструированы печи с увеличением диаметра с 3,6 до 4 м, решались вопросы внедрения передовой технологии, широкой механизации и автоматизации производственных процессов, мероприятий по культуре производства. В результате годовая мощность по выпуску цемента увеличена с проектных 900 тысяч тонн до 1 млн. 211 тысяч тонн.
На ангарском цементе построены: Города: Ангарск, Братск, Шелехов, Мирный, Усть-Илимск. ГЭС: Братская, Усть-Илимская, Вилюйская. Северомуйский тоннель протяженностью 16 км, взлетно-посадочная полоса аэропорта г. Читы, рассчитанная на посадку пассажирских и тяжелых грузовых «Боингов», автомобильные мосты на трассе Москва-Владивосток, железнодорожные мосты Байкало-Амурской магистрали.
Продукция ОАО «Ангарскцемент» используется: в строительстве 3-го моста через Ангару в Иркутске, в изготовлении железобетонных железнодорожных шпал. Срок эксплуатации шпал, изготовленных ОАО «Ангарскцемент», составляет 50-60 лет, что значительно превышает срок службы деревянных 10 лет.