По данным газеты «Коммерсант», стали известны подробности предложения консорциума "Немецкая инициатива" (НИ; входят Siemens, Deutsche Bank, Deutsche Bahn и другие компании) по реализации проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва—Казань.
По словам источника, знакомого с ходом переговоров, 6 июля состоялась встреча руководства ОАО РЖД с главой Siemens в России Дитрихом Меллером, в ходе которой "была рассмотрена возможность предоставления заемных средств со стороны немецких финансовых организаций от €1,5 млрд — на строительство инфраструктуры и от €700 млн — на приобретение подвижного состава".
Также в ОАО РЖД поступило письмо от главы департамента "Мобильность" Siemens Йохена Айкхольда, который говорит о готовности НИ предоставить более €2 млрд в рамках покрытий экспортным кредитным агентством Euler Hermes, войти в капитал концессионера, обеспечить трансфер технологий и локализацию производства подвижного состава.
Длина ВСМ Москва—Казань — 770 км, стоимость — до 1,2 трлн руб.
Проект планируется реализовать в форме концессии, где концедент — РФ, а концессионеры по каждому из двух участков (до Нижнего Новгорода и далее) — специальные проектные компании, лидером будет дочерняя структура ОАО РЖД "Скоростные магистрали" (СМ).
ОАО РЖД уже договорилось с КНР, которая обещает участвовать и в акционерном капитале, и в долговом финансировании. Консорциум "Шелковый путь" даст 52 млрд руб. и $1 млрд взносами в капитал концессионеров по первому и второму участкам соответственно, а China Development Bank прокредитует проект на 400 млрд руб.
Предложение НИ распространяется только на второй участок Нижний Новгород—Казань. Как и китайское, оно предполагает предоставление 501,4 млрд руб., из которых 75 млрд руб. составит уставный капитал концессионера, а остальное — долговое финансирование.
ОАО РЖД обсуждает с НИ ее предложения, говорит источник, близкий к монополии. "НИ заявляет, что готова участвовать в проекте исходя из уже сформированной организационно-правовой модели",— добавляет он.
"В рамках НИ мы готовы участвовать не только в поставках решений и технологий, но и в финансовой составляющей",— подтвердили в Siemens, заверив, что заинтересованы в локализации продукции и трансфере технологий.
Но переговоры с немцами продвинулись гораздо меньше, чем с китайцами, отмечает один из осведомлённых источников.
"С НИ мы сегодня примерно в той же ситуации, что и с китайцами полгода назад,— говорил в июне первый вице-президент ОАО РЖД и глава СМ Александр Мишарин.— Пусть не создается впечатление, что только китайцы и больше никто: мы выбираем конкурентное предложение".
Также он заметил, что рассматривается и трехсторонний вариант с немцами и китайцами, а с НИ ОАО РЖД ведет переговоры о совместной работе в третьих странах.
ОАО РЖД не входит в печень компаний, в отношении которых были введены санкции ЕС и Германии, поясняет глава юридического департамента ИК АЛОР Надежда Подкорытова.
Прямого запрета для компаний, входящих в НИ, реализовывать проекты с ОАО РЖД нет, нет и ограничений на привлечение финансирования на европейских рынках капитала, пока в проекте нет компаний и лиц, подпавших под санкции.
Но, замечает юрист, формат санкций предусматривает возможность их расширения по инициативе стороны, установившей режим, и нельзя исключать такой возможности.