Информируем Вас о том, что Государственной думой РФ рассматривается во втором чтении Законопроект № 529775-6 «О внесении изменений в части I и II Налогового кодекса Российской Федерации (об установлении пределов осуществления прав и исполнения обязанностей налогоплательщиком)».
Ближайшее рассмотрение Советом Государственной Думы новых поправок Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам назначено на 07.07.2017.
Указанным Законопроектом планируется законодательно закрепить в связи с активным применением налоговыми органами такие оценочные категории, как «экономическая обоснованность», «должная осмотрительность» и возникшей в связи с этим необходимостью законодательного урегулирования вопросов исключения возможности ограничения налоговыми органами прав налогоплательщиков, надлежащим образом исполняющих свои налоговые обязанности, а также решения проблемы использования налогоплательщиками формально правомерных действий с целью неуплаты (не полной уплаты) налога, неправомерного получения права на возмещение (зачет, возврат) сумм налогов.
Кроме того, в связи с передачей функций рассмотрения экономических споров в подведомственность Верховного Суда Российской Федерации планируется законодательно закрепить положения о «необоснованной налоговой выгоде», ранее отраженные в Постановлении Пленума ВАС РФ №53 от 12.10.2006, как положительные элементы правоприменительной практики, которая была выработана налоговыми органами и арбитражными судами при рассмотрении налоговых споров, связанных с признанием (непризнанием) обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды.
Законопроектом предлагаются изменения в статью 54 Налогового кодекса в виде введения правила, запрещающего налогоплательщикам учитывать в целях налогообложения факты хозяйственной жизни, основной целью учета которых является неуплата или неполная уплата и (или) зачет (возврат) сумм налога.
Одновременно пункт 6 статьи 169 Налогового кодекса предлагается дополнить нормой, определяющей конкретные случаи, при которых счет-фактура не может являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм НДС к вычету. Такими случаями предлагается признавать: подписание счета-фактуры неуполномоченным или неустановленным лицом; составление и выставление счета-фактуры иным лицом вместо лица, осуществившего операцию по реализации товаров, работ, услуг (за исключением случаев, например, когда исполнение соответствующих обязательств в силу закона или условий договора может быть возложено на третье лицо).
Аналогичные критерии предлагается установить и в пункте 1 статьи 252 Налогового кодекса в отношении затрат, которые не могут быть признаны документально подтвержденными расходами для целей исчисления налога на прибыль организаций.
Поскольку законопроектом предлагается установить конкретные случаи, при которых счета-фактуры и иные документы не могут служить соответственно основанием для принятия к вычету сумм НДС и для учета в составе расходов при исчислении налога на прибыль организаций, налоговые последствия, возникающие в связи с его принятием, не только не затронут интересы добросовестных налогоплательщиков, не злоупотребляющих своими формальными правами, но и будут способствовать созданию нормальных условий ведения бизнеса и созданию здоровой конкурентной среды для таких налогоплательщиков.
В случае принятия законопроекта пока неясно, остануться ли положения Постановления Пленума №53 в действии, или они будут отменены или изменены в судебном порядке Верховным Судом РФ согласно новым законодательным определениям существенных положений, применимых к «необоснованной налоговой выгоде».
Будут ли указанные нормы оставлены в первоначальном варианте или изменены в процессе чтений неизвестно. Но пока будем следить за дальнейшим развитием событий по данному вопросу, ожидая текста закона в окончательном третьем чтении.
Мы рекомендуем уже сейчас оценить свои налоговые риски с точки зрения наличия или отсутствия «необоснованной налоговой выгоды», возникающих в связи с принятием указанного проекта в виде закона и проанализировать текущую хозяйственную деятельность на предмет «экономической обоснованности», «должной осмотрительности», внести необходимые исправления в счета-фактуры и документы налогового учета.
Будем рады ответить на все Ваши возникшие вопросы: +7 (495) 649-84-74.
Олег Понамарев, адвокат, старший партнер Адвокатского бюро DS Law, ponamarev@ds-law.ru;
Денис Зайцев, адвокат, советник Налоговой практики Адвокатского бюро DS Law, zaytsev@ds-law.ru
Команда DS Law готова поддержать Вас в выборе и реализации наиболее эффективных инструментов построения и развития надежного, прозрачного, прибыльного бизнеса, оказать необходимое содействие в защите нарушенных прав и восстановлении законных интересов Вашего бизнеса.