По данным газеты «Ведомости», РЖД оценила 75% акций «Первой грузовой компании» (ПГК) в $6 млрд. Активом интересуются Globaltrans, структуры Геннадия Тимченко и Владимира Лисина. Предметных переговоров пока нет: правительство не приняло решение о продаже актива. Если постановление выйдет в ближайшее время, продажа акций ПГК может начаться до конца года.
Оценку ПГК проводил независимый аудитор. Таким образом, вся ПГК стоит около $8 млрд — это значительно больше прежних оценок. В марте гендиректор ПГК Салман Бабаев оценивал компанию в $5 млрд, похожую цифру — около 150 млрд руб. — называл чиновник одного из ведомств, курирующих отрасль. Инвесторов цена должна устроить: даже за вагоны с истекшим сроком эксплуатации, которые РЖД продает на торгах, платят больше, чем планировала монополия.
ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») — крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. ОАО «ПГК» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». Поскольку ОАО «РЖД« является естественной монополией с регулируемыми тарифами, оно не могло конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава.
ПГК было создано с целью обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность грузовых перевозок, и как следствие — получить дополнительные средства на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры. Создание ОАО «РЖД» столь мощной организации, получившей от своего учредителя 200 000 вагонов, вызвало критику в создании монополиста со стороны частных операторов, самый крупный из которых на тот момент владел парком не более 30 000 вагонов.
Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ПГК» является ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Баминвест» в качестве соучредителя принадлежит одна обыкновенная акция компании.
ПГК предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.
В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» — свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 22%. Выручка компании в 2009 году составила 71,5 млрд руб, чистая прибыль — 2,1 млрд руб, EBIDTA — 17,7 млрд руб.
ПГК — крупнейший железнодорожный оператор России, контролирует около 20% парка страны. Но если грубо оценивать компанию исходя из числа ее вагонов и капитализации конкурента — Globaltrans ($2,37 млрд на LSE), стоимость ПГК могла бы составлять около $13,6 млрд, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов. Правда, у «дочки» РЖД сильно изношен парк (примерно на 60% по цистернам и на 80% — по полувагонам), замечает он, что отрицательно влияет на стоимость.
Парк ПГК можно оценить в $4,5-5 млрд, говорит руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswiсk Rail Дмитрий Бовыкин. Но оценку РЖД он назвал адекватной: бизнес компании стоит дороже, чем ее парк, к тому же у ПГК почти нет долга.