Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 552,51  (-182,60%)
110 718,37  (+304,79%)
3 750,03  (+51,64%)
62,73  (-2,49%)
Источник Investfunds

Несмотря на изношенность парка вагонов, бизнес ПГК cтоит дорого

25.10.2010, Ведомости

По данным газеты «Ведомости», РЖД оценила 75% акций «Первой грузовой компании» (ПГК) в $6 млрд. Активом интересуются Globaltrans, структуры Геннадия Тимченко и Владимира Лисина. Предметных переговоров пока нет: правительство не приняло решение о продаже актива. Если постановление выйдет в ближайшее время, продажа акций ПГК может начаться до конца года.

Оценку ПГК проводил независимый аудитор. Таким образом, вся ПГК стоит около $8 млрд — это значительно больше прежних оценок. В марте гендиректор ПГК Салман Бабаев оценивал компанию в $5 млрд, похожую цифру — около 150 млрд руб. — называл чиновник одного из ведомств, курирующих отрасль. Инвесторов цена должна устроить: даже за вагоны с истекшим сроком эксплуатации, которые РЖД продает на торгах, платят больше, чем планировала монополия.

ОАО «Первая грузовая компания» (ОАО «ПГК») — крупнейший оператор грузовых железнодорожных перевозок в России. ОАО «ПГК» основано в 2007 году в результате реформирования ОАО «Российские железные дороги». Поскольку ОАО «РЖД« является естественной монополией с регулируемыми тарифами, оно не могло конкурировать на равных с другими собственникам подвижного состава.

ПГК было создано с целью обеспечить конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность грузовых перевозок, и как следствие — получить дополнительные средства на обновление российского парка подвижного состава и финансирование инфраструктуры. Создание ОАО «РЖД» столь мощной организации, получившей от своего учредителя 200 000 вагонов, вызвало критику в создании монополиста со стороны частных операторов, самый крупный из которых на тот момент владел парком не более 30 000 вагонов.

Основным учредителем и владельцем обыкновенных акций ОАО «ПГК» является ОАО «Российские железные дороги». ОАО «Баминвест» в качестве соучредителя принадлежит одна обыкновенная акция компании.

ПГК предоставляет услуги по транспортировке грузов, в том числе: круглосуточное диспетчерское наблюдение, экспедирование и контроль грузов в железнодорожном и мультимодальном сообщениях, тарифообразование, маркетинговое и юридическое сопровождение проектов.

В настоящее время в собственности ОАО «ПГК» — свыше 200 000 единиц подвижного состава разного типа. Доля компании в структуре вагонного парка РФ составляет 22%. Выручка компании в 2009 году составила 71,5 млрд руб, чистая прибыль — 2,1 млрд руб, EBIDTA — 17,7 млрд руб.

Комментарий

ПГК — крупнейший железнодорожный оператор России, контролирует около 20% парка страны. Но если грубо оценивать компанию исходя из числа ее вагонов и капитализации конкурента — Globaltrans ($2,37 млрд на LSE), стоимость ПГК могла бы составлять около $13,6 млрд, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов. Правда, у «дочки» РЖД сильно изношен парк (примерно на 60% по цистернам и на 80% — по полувагонам), замечает он, что отрицательно влияет на стоимость.

Парк ПГК можно оценить в $4,5-5 млрд, говорит руководитель отдела маркетинга и аналитических исследований Brunswiсk Rail Дмитрий Бовыкин. Но оценку РЖД он назвал адекватной: бизнес компании стоит дороже, чем ее парк, к тому же у ПГК почти нет долга.