4 сентября стало известно стало известно, что аптечная сеть «Ладушка» приобрела 40 аптек «36,6» (принадлежит компании АВЕ) в Нижегородской области. Об этом сообщило профильное издание Vademec.ru. По его данным, сделка состоялась в конце июля 2014 года. Как рассказал „Ъ“ генеральный директор аптечной сети «Ладушка» Александр Шалунов, с приобретением нового актива количество аптек, принадлежащих компании в Нижегородской области, увеличилось до 130. По словам господина Шалунова, 29 точек «36,6» работали на собственных площадях, 11 — на арендованных.
«Для нас это было стратегически значимое приобретение, так как за созданием этой сети аптек в Нижегородской области стояли местные бизнесмены, а потом огромный кусок рынка отошел москвичам. Поэтому можно считать, что мы вернули эту долю рынка. На данный момент мы считаем, что являемся лидерами по товарообороту в регионе, а с приобретением сети „36,6“ будем лидерами и по количеству аптек. С точки зрения географии это усиление нашего присутствия в области и более широкий охват рынка», — сообщил господин Шалунов.
По его словам, компания намерена развивать приобретенные аптеки, поскольку сделка позволила выйти на недоступные из-за ограниченного предложения на рынке коммерческой недвижимости точки. С брендом, под которым будут работать аптеки, Александр Шалунов пока не определился.
«В ближайшее время перед нами стоит задача интегрировать сеть, так как наши компании разные по культуре, провести реконструкцию, переобучить персонал, а также вернуть покупателей, которые в последнее время ушли из этих аптек. В общем, нам предстоит много ежедневной творческой работы», — рассказал Александр Шалунов.
По данным маркетингового агентства DSM Group, за первое полугодие 2014 года российский аптечный рынок вырос на 10%, до 400 млрд руб. При этом крупнейшие аптечные сети, куда входит «Ладушка», растут быстрее рынка. По итогам шести месяцев их оборот в среднем вырос на 12,7%.
В рейтинге самых крупных российских аптечных сетей по версии DSM Group «Ладушка» занимает 14-е место из 15, ее оборот по итогам первого полугодия 2014 года достиг 3,1 млрд руб., увеличившись на 14% по сравнению с первым полугодием 2013 года. Общее количество точек продаж сети в 30 регионах России — 202. Доля «Ладушки» в коммерческом сегменте рынка оценивается DSM Group в 0,8%.
Компания АВЕ, владеющая, в частности, аптеками «36,6», занимает второе место в рейтинге агентства. Ее доля по итогам шести месяцев 2014 года оценивается экспертами в 3%, оборот составляет 11,8 млрд руб. и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 13%. Количество точек продаж по стране — 669.
По мнению генерального директора DSM Group Сергея Шуляка, сделка стала закономерной для «36,6» — новые собственники (АВЕ выкупила контрольный пакет сети в июне 2014 года. — „Ъ“) избавляются от активов в регионах и концентрируются на развитии сети в Москве и Московской области.
Параметры сделки господин Шуляк оценить затруднился, но отметил при этом, что для региона она крупная, а для обеих сторон — выгодная и своевременная: «Продажа аптек „36,6“ в регионе укладывается в общую стратегию компании, а для «Ладушки» это прекрасный шанс стать владельцем большого количества точек продаж», — прокомментировал господин Шуляк. С точки зрения бренда будущих аптек аналитик сомневается, что они будут работать как дискаунтер, поскольку более 100 аптек в регионе вряд ли могут работать по сниженным ценам.
По оценке Vademec.ru, сумма сделки могла составить порядка 350–450 млн руб. Но директор Центра социальной экономики Давид Мелик-Гусейнов считает, что она не превышает 100 млн руб.: «Все зависит от того, была ли аптечная сеть в регионе прибыльной, или убыточной, или работала „в ноль“, сколько объектов недвижимости находилось в аренде, сколько в собственности, в каких районах они находились и были ли в собственности земельные участки. Все это сказывается на стоимости сделки», — поясняет эксперт.
По оценкам эксперта, крупнейшими игроками нижегородского рынка является «Ладушка» и Нижегородская аптечная сеть. «Если новый владелец аптечной сети будет ее развивать, сможет встроить в свою структуру, то компания займет доминирующую позицию на региональном рынке. Если же речь пойдет о быстрой капитализации компании, то не исключено, что через некоторое время она может выйти на сделку по продаже более крупному игроку», — полагает аналитик.