По данным газеты «Коммерсант», Nordgold Алексея Мордашова выходит из проекта разработки одного из крупнейших российских месторождений серебра Прогноз в Якутии. Компания продала 50% в проекте инвесткомпании Baker Steel, которая может представлять интересы других совладельцев Прогноза.
Группа Baker Steel "осуществляет доверительное управление инвестициями в природные ресурсы в интересах институциональных клиентов", сообщила 14 ноября 2016 года Nordgold. Сумма сделки — $30 млн наличными и роялти от будущей выручки от производства на сумму до $40 млн.
Измеренные ресурсы Прогноза — 102 млн унций серебра с содержанием 704 г на тонну, прогнозные — 103 млн унций с содержанием 659 г на тонну (JORC, оценка 2007 года), возможный старт добычи — 2019 год. Лицензией на месторождение владеет ООО "Прогноз-Серебро".
Nordgold получила 50% в проекте в рамках покупки золотодобывающей High River Gold (HRG, контрольный пакет куплен в 2008 году). Еще 50% в проекте принадлежит ЗАО "Аргентум", которым через ряд юрлиц владеют Игорь Ланцов и Дмитрий Стрелков (данные Kartoteka.ru).
В 2008 году, еще до покупки пакета структурами Алексея Мордашова, HRG вела переговоры с "Аргентумом" о выкупе 50% Прогноза, но стороны не смогли договориться. В 2013 году гендиректор Nordgold Николай Зеленский говорил, что компания "в целом" довольна активами HRG.
Партнеры Nordgold по Прогнозу — это "несколько инвестфондов, включая один крупный британский инвестиционный дом", уточнял он. В сообщении Nordgold подчеркивается, что с момента покупки 50% Прогноза компания "не проводила ни разведку, ни какие-либо иные работы на месторождении".
Источник в отрасли говорит, что оператору нужно активизировать работы, "иначе у Роснедр могут возникнуть к нему вопросы, что чревато потерей лицензии".
Чьи интересы представляет Baker Steel в сделке, представитель Nordgold не раскрывает. Источник в отрасли допускает, что Baker Steel может действовать в интересах нынешних совладельцев "Прогноза".
Директор по металлургии и горной добыче Prosperity Capital Management Николай Сосновский указывает, что для Nordgold как публичной британской компании важна доходность проектов по IRR на уровне не менее 20-25%, а подходящего сценария развития Прогноза, очевидно, ни у нее, ни у партнеров не было.
К тому же, добавляет он, серебро в портфеле Nordgold скорее побочный продукт (есть оно, например, и на комплексном месторождении Гросс в Якутии, но при запасах и ресурсах 57 млн унций серебра c содержанием всего 2-3 грамма на тонну).
Из основных золотодобытчиков РФ крупные серебряные активы есть только у Polymetal — Дукат и Лунное в Магаданской области, добавляет господин Сосновский.
Вела ли Nordgold переговоры с Polymetal, в компаниях не раскрывают, источник, знакомый с ситуацией, говорит, что их не было.
Но в целом основной акционер Nordgold не разочаровался в серебре: у фонда Aterra Capital Алексея Мордашова есть 24,9% акций канадской Silver Bear Resources, которая реализует Мангазейский серебряный проект в Якутии.