В прошлом году «дочка» «Норникеля» ООО «НН-инвест», чтобы поддержать котировки, скупила с рынка 0,79% материнской компании за $195,1 млн. Лимит программы был $500 млн.
Но действие мандата акционеров на эту операцию прекратилось в 2015 г., повторного обратного выкупа компания проводить не будет – волатильность слишком высока, рассказал «Ведомостям» вице-президент «Норникеля» Сергей Малышев: «Когда есть ветер, паруса поднимают, когда начинается шторм, их нужно спускать».
Обратный выкуп был успешным и помог поддержать капитализацию, говорит Малышев. За пять месяцев (июль – ноябрь) ADR «Норникеля» на Лондонской бирже подешевели на 12%, при этом никель упал на 30% (до $8631 за 1 т). Vale подешевела на 39%, BHP Billiton – на 43%, Anglo American – на 71%, сказал Малышев.
«Норникель» чувствует себя лучше остальных компаний в большей степени благодаря девальвации рубля», – считает аналитик RMG Андрей Третельников. Сегодняшние цены на металлы беспрецедентно низкие, нужно сокращать операционные и капзатраты, говорит Малышев.
По некоторым статьям сокращение может достичь 10%, рассказывал осенью первый вице-президент «Норникеля» Павел Федоров. Компания собиралась провести ревизию организационной структуры и сократить административные расходы, говорил Федоров.
В частности, «Норникель» сделал общий центр обслуживания с офисом в Саратове, который возьмет на себя функции бухгалтерского и налогового учета, казначейства и др. Это может сэкономить «десятки миллионов долларов», говорит Малышев.
По его словам, капзатраты «Норникеля» в этом году будут не выше среднего уровня за последние три года (примерно $1,7 млрд, без учета затрат на Быстринский ГОК), около 80% затрат – рублевые.
Запас прочности у «Норникеля» еще есть. «Несмотря на сильное падение цен на никель, компания остается устойчиво прибыльной», – отметил Малышев. К тому же «Норникель» может похвалиться здоровым балансом, добавляет Третельников.
Долговая нагрузка Vale – 3,43 EBITDA, BHP Billiton – 3,2, Anglo American – 4,23. За второе полугодие 2015 г. чистый долг «Норникеля» вырос примерно на 20%, рассказывает Малышев. А отношение чистого долга к EBITDA – около единицы, добавил он.
На конец июня 2015 г. чистый долг компании был $3,57 млрд, а его отношение к EBITDA – 0,6. По итогам 2015 г. чистый долг «Норникеля» может быть около $4,3 млрд. И такая же – EBITDA. По дивидендной политике компания возвращает акционерам половину EBITDA, но не менее $2 млрд.
«Мы в своей работе исходим из того, что компания должна будет выплачивать дивиденды в рамках действующих целей», – подчеркнул Малышев. За девять месяцев дивиденды были $1,4 млрд. Выходит, за IV квартал выплаты могут составить не менее $600 млн.
В 2016 г. «Норникелю» нужно вернуть банкам $1,1 млрд. Открытых, но не выбранных кредитных линий – $2,5 млрд, говорит Малышев. По его словам, это «некий инструмент страховки».
«Например, в конце 2015 г. мы привлекли $1,2 млрд у Сбербанка, но выбрали лишь треть, остальные средства находятся в резервной доступности», – рассказывает топ-менеджер.
До введения санкций в 2014 г. крупнейшие российские компании могли себе позволить собрать у банков обязывающие предложения и выбрать лучшее, отмечает портфельный управляющий УК «Капиталъ» Дмитрий Постоленко. Но теперь это доступно лишь избранным, «Норникель» – один из них, отмечает эксперт.
Еще один – лидер по производству фосфатных удобрений «Фосагро», говорит аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов: у компании низкая долговая нагрузка, экспортная выручка и рублевая себестоимость.