По данным газеты «Ведомости», «Аэрофлот» продает 51% акций «Норд авиа». На совет директоров этот вопрос будет вынесен в январе.
«Норд авиа» не вписывается в стратегию развития «Аэрофлот» до 2025 г. После того как «Аэрофлот» получит от «Ростехнологий» ГТК «Россия» (ожидается в 2011 г.), на авиарынке Северо-Запада двум перевозчикам — «Норд авиа» и «России» будет тесно, а их объединение обойдется «Аэрофлоту» дорого из-за унификации парка и маршрутов. Выгоднее продать какую-то из авиакомпаний, и это «Норд авиа».
Покупателем, скорее всего, станет «Норникель», имеющий перевозчика «Таймыр» (бренд Nordstar). Месяц назад ГМК вышла с предложением приобрести «Норд авиа», что совпало и с планами «Аэрофлота».
Гендиректор крупнейшей российской авиакомпании Виталий Савельев, придя в «Аэрофлот» в 2009 году, раскритиковал работу «дочек»: «Живут как иждивенцы, постоянно от нас что-то требуют: дай гарантию, дай комфортное письмо, дай аванс… Они должны добавлять мне стоимость, а не убытки».
«Аэрофлот» инициировал банкротство «Аэрофлот карго», продал 51% акций «Аэрофлот плюс» (деловая авиация), а оставшимся — «Дон авиа» и «Норд авиа» — поставил условие самим зарабатывать деньги (тогда из их названий исчезло слово «Аэрофлот»).
«Нордавиа - региональные авиалинии» - наследник Архангельского объединенного авиаотряда Аэрофлота, образованного 2 ноября 1929 года открытием в Архангельске Управления воздушной линии Архангельск - Сыктывкар. Архангельский объединенный авиационный отряд был создан в 1963 году, из него в 1991 году образовалась авиакомпания АВЛ — «Архангельские воздушные линии».
В 2004 году АВЛ была перекуплена «Аэрофлотом» и преобразована в ЗАО «Аэрофлот-Норд». 15 сентября 2008 года «Аэрофлот», в связи с авиакатастрофой Боинга в Перми, объявил о расторжении договора об использовании своего кода при выполнении авиаперевозок самолетами «Боинг 737—500» компании «Аэрофлот-Норд» «в целях снижения рисков для своего бренда». С этой даты обе авиакомпании выполняют все рейсы только под собственным кодом и флагом.
С 27 ноября 2009 года авиакомпания сменила название на «Нордавиа - региональные авиалинии». Сегодня авиакомпания выполняет рейсы ежедневно более чем по 30 направлениям из Архангельска, Мурманска, Нарьян-Мара, Сыктывкара, Санкт-Петербурга и Москвы.
Флот авиакомпании Нордавиа (Nordavia) на 14 января 2010 года включает 22 самолёта: 1 Boeing 737- 300, 13 Boeing 737- 500, 4 Ан-24, 1 Ан-26, 3 Ту-134. За 10 месяцев 2010 года пассажиропоток компании составил 1,7 млн человек. За 9 месяцев 2010 года чистый убыток «Норд авиа» по МСФО составил $9 млн.
«Норд авиа» стоит около $400 млн, но наверняка есть серьезный дисконт, полагает аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов. Это самая слабая «дочка» авиакомпании, с 2004 г. она так и не была интегрирована в структуру «Аэрофлот» — ни маршрутами, ни сервисом: ее продажа — выгодная сделка для «Аэрофлот». «Норд авиа» — еще и пятно на репутации «Аэрофлота» из-за авиакатастрофы под Пермью и невысокого уровня обслуживания, указывает Тараканов.
Зато «Таймыру» «Норд» даст возможности для развития: у компании — 11 Boeing 737, считает Тараканов, последние два года «Таймыр» активнее занимается чартерами и осваивает маршруты из северных районов в центр и на юг России.