По данным газеты «Коммерсант», аэропортовый холдинг "Новапорт" (принадлежит AEON Романа Троценко и казахстанскому холдингу Meridian Capital) интересуется приобретением аэропорта Братиславы, сообщил господин Троценко, не вдаваясь в детали.
Также он намерен "вернуться к вопросу по аэропорту Римини" ("Новапорт" год назад не смог его купить "из-за предвзятого отношения местных властей").
Аэропорт Братиславы введен в эксплуатацию в 1951 году, располагает двумя пассажирскими терминалами, но один из них не работает. Актив принадлежит Словакии через компанию Letisko M. R. Stefanika — Airport Bratislava, a.s. (BTS).
Пассажиропоток в 2016 году вырос на 12,3%, побив восьмилетний рекорд и составив 1,76 млн пассажиров, грузопоток вырос на 9%, до 22,9 тыс. тонн. Основные направления — Лондон (Станстед), Дублин, Берлин, Милан (Бергамо) и Москва (Внуково, 71,1 тыс. пассажиров в 2016 году).
Период бурного роста аэропорта Братиславы начался в 2015 году, когда он сделал ставку на авиакомпании-лоукостеры (Ryanair, Wizz Air). Братислава также активно эксплуатируется "Победой", лоукостером "Аэрофлота",— в частности, компания использует малозагруженный аэропорт для перевозки пассажиров с наземным транспортом в соседнюю Вену.
Но Словакия пока не объявляла о приватизации аэропорта, напротив, еще в ноябре 2016 года премьер страны Роберт Фицо заявил, что хочет оставить актив в госсобственности.
"Когда мы впервые в 2006 году сформировали правительство, одним из наших первых решений было приостановление приватизации аэропорта Братиславы,— рассказал господин Фицо.
— Мы не для того тогда останавливали приватизацию, чтобы сегодня с ней согласиться. Что касается других форм сотрудничества, то на данный момент я ничего не исключаю".
Господин Фицо называл аэропорт "стратегическим активом", который государство "должно хранить в своей собственности".
Главный эксперт Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов говорит, что сам по себе выход на европейский рынок может быть интересен для "Новапорта", что вполне укладывается и в мировой тренд.
По словам эксперта, рынок Европы очень сложный, достаточно зарегулированный, с серьезными ограничениями на рынке труда.
В то же время все зависит от конкретного аэропорта, добавляет он, в качестве альтернативы приватизации, вероятно, может быть использован механизм ГЧП или концессии по аналогии с Пулково, когда государство остается собственником, но управляет активом коммерческая компания.