Российский рынок M&A

ПериодСделкиОбъем
млн$
III кв.'25
41
1 263
II кв.'25
88
4 942
I кв.'25
71
1 653

Крупнейшие сделки

ПокупательОбъектЦена
млн$
Российские Железные Дороги / РЖДМФК Moscow Towers
1 875
Железнодорожный оператор АтлантГрузовая компания
1 275
Железнодорожный оператор АтлантТранслес
638

ЗА ЧЕМ СЛЕДИТЬ

Самое популярное среди инвестиций
2 588,56  (-49,81%)
1 004,38  (-16,55%)
6 552,51  (-182,60%)
111 790,84  (-5 151,37%)
3 834,05  (-179,03%)
62,73  (-2,49%)
Источник Investfunds

Novaport планирует привлечь инвестора и приобрести новые активы

12.03.2010, РБК daily

По данным газеты «РБК daily», крупнейший частный аэропортовый холдинг Novaport принял стратегию развития на пять лет, согласно которой планирует в ближайшие годы приобрести до шести региональных аэропортов, что позволит ему увеличить пассажиропоток по крайней мере на 50%. Средства на экспансию и модернизацию существующих аэропортов компания собирается привлечь за счет продажи части акций стратегическому инвестору и проведения IPO.

Будут выбираться аэропорты не по количеству обслуживаемых пассажиров, а по потенциалу роста. Количество обслуживаемых компанией пассажиров, согласно исследованиям, должно расти на 5% в год (сейчас аэропорты компании обслуживают 3 млн пассажиров в год), еще 1,5 млн пассажиров придутся на приобретенные аэропорты. Novaport будет участвовать в торгах по продаже госпакетов акций аэропортов Новосибирска и Астрахани.

Ранее Novaport интересовался покупкой аэропортов в Одессе и Сухуме, но сейчас прекратил переговоры. Также компания приняла решение отказаться от участия в проекте аэропорта Калининграда из-за его большой долговой нагрузки. Кроме того, Novaport вынашивал планы региональной экспансии в партнерстве с Шереметьево, но сейчас холдингу приходится рассчитывать только на себя. Несмотря на подписанные соглашения, Шереметьево перестало проявлять интерес к концессии региональных аэропортов.

Для финансирования своих проектов компания собирается разместить облигационный заем в будущем году. Скорее всего, Novaport будет готов к нему в начале 2011 года. Сумма будет определена исходя из потребностей компании в финансировании. Вслед за этим компания собирается заняться поиском стратегического партнера, которому может быть продано 25% акций аэропортового холдинга Novaport. А через три года компания рассчитывает провести IPO, в ходе которого инвесторам может быть предложено до 30% акций.

Инвестиции Novaport в модернизацию существующих активов в 2010—2011 годах будут составлять 1 млрд руб. В частности, в аэропорту Толмачево будет произведена реконструкция ТЗК стоимостью 52 млн руб., будет построен перрон и куплена техника на 250 млн руб., за счет бюджетных средств будет запущена вторая ВПП, завершится строительство второй очереди грузового терминала (80 млн руб.). Гостиница Skyport будет передана профессиональному оператору. В аэропортах Челябинска, Томска, Читы будут созданы новые ТЗК. Кроме того, в Томске планируется открыть международное сообщение, а в Челябинске провести реконструкцию гостиницы, которая затем будет передана управляющей компании.

 ООО «Новапорт» входит в группу компаний AEON Corporation управляющего активами Романа Троценко. «Новапорт» — это соединение частного фонда прямых инвестиций и компании, специализирующейся на антикризисном управлении крупными индустриальными активами. Компания занимается приобретением и управлением, а так же инвестирует в развитие аэропортов России.

За время работы были реконструированы аэропорты и налажены транспортные потоки в Томске, Новосибирске, Челябинске, Барнауле, Чите и Хабаровске. В настоящее время под управлением «Новапорт» находятся аэропорт Толмачево (Новосибирск, 38%), авиапредприятие «Алтай» (Барнаул, 48%), Челябинское авиапредприятие (68%), аэропорт Томск (75%), аэропорт Чита (100%). Суммарный пассажиропоток по итогам 2007 года во всех этих аэропортах составил 3 млн. человек.

Комментарий

«Надо различать покупку акций операторов и вложение средств в проекты в аэропортах», — отмечает заместитель гендиректора по экономике и финансам Международного аэропорта Шереметьево (МАШ) Дмитрий Калинин. Он считает, что для МАШ более интересным представляется второй вариант, в частности сейчас Шереметьево вкладывает собственные средства (около $20 млн.) в проект строительства терминала в аэропорту Владивостока.

Свободных аэропортов с миллионным пассажиропотоком уже не осталось, отмечает глава аналитического агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Но потенциал роста есть у многих региональных аэропортов. Есть ряд проектов реконструкции и развития, которые будет реализовывать государство, и понятно, что для частного инвестора они становятся более привлекательными (например, Омск и Иркутск). В то же время компании не стоит забывать и про существующие активы, отмечает эксперт, ведь прибыльными являются только аэропорты Толмачево, Челябинска и Астрахани, тогда как другие приносят лишь проблемы.