Один из крупнейших новосибирских интернет-провайдеров в сегменте B2B — группа компаний (ГК) «МегаКом» объявила о присоединении местного оператора связи «Брайтком». В результате «МегаКом» нарастит базу корпоративных клиентов в 1,5 раза, до 3 тыс., и займется развитием нового для себя направления — IP-телефонии.
По мнению некоторых местных провайдеров, подобная интеграция позволяет региональным операторам как минимум сохранить свою долю на рынке в условиях конкуренции с федеральными игроками.
Новосибирские ГК «МегаКом» и оператор связи «Брайтком» приняли решение о слиянии. Общая работа провайдеров началась в октябре, сообщила пресс-служба «МегаКома». Параметры сделки не указываются. Аналитик ИХ «Финам» Тимур Нигматуллин оценил ее объем «в пределах нескольких сотен миллионов рублей».
Группа «МегаКом» образована в 2003 году в результате объединения ООО «АСП-Сервис», ООО «Мегаком» и ЗАО «Мегаком-Инвест». Ведет деятельность на новосибирском телекоммуникационном рынке B2B, являясь оператором банков, торговых холдингов, государственных структур и крупных сетевых компаний (всего 2 тыс. клиентов). Имеет в собственности 1 тыс. км волоконно-оптических линий связи. Владельцы ГК не раскрываются.
Компания «Брайтком» была образована в 1996 году как семейный бизнес по развитию пейджинговой связи. Владельцем лицензии является ООО «Пейджинговая компания» (соучредители на паритетных началах Вадим Гуменный и гендиректор Лариса Зайцева).
Сегодня оператор предоставляет услуги широкополосного доступа (ШПД) в интернет, в том числе услуги IP-телефонии. Клиентская база компании состоит из 1 тыс. юридических и 1 тыс. физических лиц.
В рейтинге «Делового квартала» по итогам 2013 года «МегаКом» занимал четвертое место среди региональных провайдеров с оборотом услуг ШПД в интернет 73 млн руб. (совокупный оборот — 173,8 млн руб.). «Брайтком» занимал пятую позицию с показателем 22 млн руб. (35,5 млн руб.). По данным ГК «МегаКом», ее доля в сегменте интернета составляет 7,4%, доля «Брайткома» в междугородней и международной связи — 4,8%.
Как подчеркнули в пресс-службе «МегаКома», в результате сделки группа получит дополнительные возможности в виде IP-телефонии, что позволит ее клиентам сократить затраты на междугороднюю и международную связь. Кроме того, ГК получит возможность обслуживать абонентов на новых территориях.
«Слияние „МегаКома“ и „Брайткома“ является хорошим решением в условиях современного телекоммуникационного рынка. Мы получили возможность объединить наши усилия и направить их на дальнейшее развитие, как в контексте новых технологических решений, так и в финансовом отношении»,— подчеркнул директор ГК Дмитрий Кириллов.
По его словам, в настоящее время компании занимаются «первичной работой по интеграции бизнес-процессов», а в ближайших планах — разработка совместной стратегии на 2016 год.
«Клиенты „Брайткома“ оценивают наше сотрудничество как синергию и ждут от общей работы операторов результатов в виде новых услуг и повышения качества уже существующих»,— считает госпожа Зайцева. Впрочем, она вышла из телекоммуникационного бизнеса и теперь занимается запуском завода крафтового пива.
По мнению гендиректора ЗАО «Академ-Телеком» (входит в ЗАО «Зап-СибТТК») Виталия Никульцева, подобная интеграция бизнеса позволяет региональным операторам «сохранить, а может, и приумножить свою долю на рынке в условиях конкуренции с федеральными игроками».
При этом он заметил, что, как правило, предметом таких сделок является клиентская база продавца. Господин Никульцев затруднился оценить объем сделки, но сообщил, что за основу расчета «вполне можно брать годовой оборот продавца двух-трех последних лет».
«В регионе за последний год наблюдается околонулевая динамика стоимости тарифов на широкий спектр услуги связи. В условиях двузначной инфляции можно говорить о неуклонном снижении тарифов в реальном выражении.
В подобных условиях преимущество на рынке получают операторы, которые имеют возможность экономии на издержках, в том числе за счет масштаба деятельности. Очевидно, что сделка M&A имеет под собой цель консолидации рынка»,— заметил господин Нигматуллин.