Компания «Новые облачные технологии», разрабатывающая облачное офисное приложение «Мой офис», вышла из иностранной юрисдикции. Об этом говорится в сообщении компании. Прежде 43% разработчика принадлежали компании «Сервис плюс» (по данным «СПАРК-Интерфакса», она принадлежит кипрской Jurel Holdings).
Сделка объясняется пожеланием большинства заказчиков компании (как государственных, так и корпоративных) — у своего поставщика софта им хотелось бы видеть полностью российскую структуру владения, поясняет представитель компании Лилиана Пертенава.
Долю «Сервис плюс» выкупили бывший вице-президент «Ростелекома» Андрей Чеглаков и адвокат Алексей Кирсанов, говорит Пертенава. Кирсанов получил 10% «Новых облачных технологий», а Чеглаков, уже владевший 40% компании, довел свою долю до 73%, уточняет Пертенава, и подтверждает Чеглаков. Он уточнил «Ведомостям», что конечным бенефициаром «Сервис плюс» является бизнесмен из финансового сектора.
Сумму сделки компания не раскрывает. Источник, знакомый с условиями первоначальной покупки Чеглаковым 40% доли в компании (это произошло в апреле 2015 г.), оценивал сумму сделки как близкую к 480 млн руб., с чем соглашался сам Чеглаков.
Остальные акционеры «Новых облачных технологий» сохранили свои доли – 7% у вице-президент «Ростелекома» Алексея Басова, и по 5% у основателя и гендиректора Дмитрия Комиссарова и бывшего руководителя «Акадо» Виктора Савюка, говорит Пертенава.
«Новые облачные технологии» с 2013 г. разрабатывают пакет офисных приложений «Мой офис». Это платформа совместного редактирования документов и облачного хранения файлов, а также набор офисных сервисов: редакторы текстовых документов, презентаций, почтовый сервис.
К концу 2016 г. «Новые облачные технологии» рассчитывают на миллион пользователей приложения «Мой офис» в СНГ, а в мире – от 15 млн до 20 млн. Через пять лет Комиссаров надеется получить около 25% российского рынка офисных приложений, до 20% в Бразилии и Латинской Америке и 10% в Европе.
По оценке Министерства связи и массовых коммуникаций, в Россию сейчас импортируется 97% офисных приложений, а к 2025 г. ведомство намерено довести долю отечественного софта в этом сегменте до 50%.
В июле этого года стало известно, что от иностранных юрлиц в своей структуре владения избавился IT-холдинг IBS. По словам его представителя Евгения Кутилова, ситуация, когда цепочка собственности является полностью российской, более комфортна для компании и ее заказчиков в свете принятого в России курса на деофшоризацию.
Еще месяцем раньше, в июне 2014 г., стало известно, что кипрскую юрисдикцию на российскую сменил также производитель компьютеров «Аквариус», владеющий собственным заводом в Ивановской области и входящий в крупнейший российский IT-холдинг «Национальная компьютерная корпорация» (НКК). А до того из иностранной юрисдикции уже вышла другая компания, входящая в НКК, – интегратор «Систематика».
Переход в российскую юрисдикцию должен упростить юридическую структуру компании и сделать ее понятнее для клиентов, партнеров и регуляторов, объяснял мотивы компании вице-президент по корпоративному развитию ГК «Систематика» Андрей Шамшурин.
НКК начала планировать переезд в российскую юрисдикцию в декабре 2014 г. после решения российских властей о необходимости раскрытия бенефициаров в конкурсах госкомпаний, говорил Александр Калинин, президент НКК.
Он объяснял, что хотя у «Аквариуса» не возникало сложностей с госзаказчиками из-за структуры собственников, «угроза недопущения в гостендеры компаний с иностранными участниками в текущей ситуации все время возрастает».