Предложение на $10 млн.
Активом заинтересовались владелец турецкого туроператора Anex Tour Нешет Кочкар и краснодарский бизнесмен Роман Баталов, зять бывшего министра сельского хозяйства Александра Ткачева, говорят все три источника. По их словам, каждый из бизнесменов рассчитывает получить 50% туроператора. Партнеры готовы заплатить за «Интурист» $10 млн., сообщает один из участников переговоров.
Он также рассказал, что в пятницу, 18 октября 2019 года, Кочкар прилетел в Сочи, чтобы встретиться с потенциальным партнером по новому проекту Романом Баталовым. По словам другого собеседника Forbes, на следующей неделе переговоры продолжились: 23 и 24 октября 2019 года в центральном офисе «Интуриста» в Москве состоялась презентация актива, в которой участвовали Кочкар и два топ-менеджера из структур, близких к Баталову.
Официальный представитель совместного предприятия «Интуриста» и Thomas Cook заявил, что сделки по продаже российского туроператора Баталову и Кочкару нет, однако не стал опровергать сам факт переговоров о продаже бизнеса: «Общаться и вести переговоры СП может с разными участниками рынка по поручению внешних управляющих».
Туроператор для 1 млн человек.
«Интурист» — второй по значимости актив Thomas Cook в России после «Библио-Глобус», сделка с которым состоялась в марте 2019 года, но была расторгнута в начале октября.
Два ключевых направления бизнеса «Интуриста» сейчас — это въездной туризм и уверенные позиции в Турции, где у туроператора развит пул принимающих партнеров, отмечает Майя Ломидзе из Ассоциации туроператоров (АТОР).
Год назад гендиректор «Интуриста» Виктор Тополкараев оценивал долю туроператора на турецком направлении в 15% и планировал в 2019-м довести ее до 20%. В сегменте организованного въездного туризма у компании лидирующая позиция — по итогам этого года она планирует обслужить до 300 000 иностранных туристов. Общий турпоток — более 1 млн. человек, оценивал «Вестник АТОР».
У каждого свой интерес.
Зачем актив потенциальным покупателям? «Для иностранного инвестора наибольший интерес представляет направление выездного туризма «Интуриста», — говорит Владимир Шаров, президент Ассоциации внутреннего и въездного туризма России (АВВТ) и управляющий партнер «Владинвесттур».
— В то время как для российского в приоритете внутренний и въездной туризм, направленный на формирование объема россиян на наши курорты и иностранных туристов на топовые направления культурно-познавательного туризма».
Бизнес-интересы Баталова включают гостиничный и ресторанный бизнес в Краснодарском крае. По данным СПАРК, аффилированным с Баталовым компаниям «Юг-Бизнеспартнер» и «Домейн» принадлежат крупнейший в Европе отель «Сочи Парк» на 2 880 номеров (бывший Azimut), еще несколько гостиниц на территории Сочи и в Красной Поляне, а также игорные заведения «Казино Сочи», «Бонус» и «Бумеранг». Бизнесмен может быть заинтересован в том, чтобы заполнить туристами эти объекты.
Туроператор Anex Tour работает на рынке с 1996 года, до 2011-го Турция и Египет были его единственными направлениями. Сегодня Турция по-прежнему важна для Anex (по данным Ekin Group, в 2018 году Anex Tour занял третье место среди российских туроператоров по количеству отправленных в Турцию туристов), но компания работает еще в 47 странах, предлагая 114 направлений отдыха. Головной офис расположен в турецкой Анталии.
Партнерство Anex Tour с Баталовым может быть связано с желанием турецкой компании привлечь отраслевого инвестора в собственный бизнес, полагает представитель отраслевой ассоциаций, пожелавший не называть имени.
Объясняя оценку компании в $10 млн., один из участников переговоров говорит о том, что у компании есть долг в несколько десятков миллионов долларов. Однако Шаров, который в 2013-2014 году работал первым вице-президентом по операционной деятельности ОАО ВАО «Интурист», говорит, что в то время при долге в $30 млн. компания оценивалась в $120 млн.
Впрочем, он допускает, что сейчас туркомпания может стоить совсем других денег: «Стоимость туроператорского бизнеса определяется исходя из нескольких критериев: технологичность IT-платформы, компетентность команды, объем долгосрочных контрактов, гарантирующих стабильность как минимум, а лучше рост — турпотока. Пока не проведен комплексный аудит, «Интурист», как и любой туроператор, стоит очень мало или почти ничего».
История вопроса.
Старейший в мире туроператор Thomas Cook прекратил работу в сентябре 2019 года. Все туры и перелеты (включая Thomas Cook Airlines) были отменены, а офисы закрыты. Британский суд назначил специальных управляющих, которым предстоит ликвидировать компанию: AlixPartners — для авиационного и туроператорского бизнеса, KPMG — для розничного подразделения группы, а также направления по техобслуживанию воздушных судов.
В течение последнего месяца Thomas Cook занимается поиском инвесторов для «Интуриста», говорят два источника в российских туристических ассоциациях. За последние 1,5 недели встречи состоялись более чем с десятью различными возможными покупателями, знает топ-менеджер одной из российских туристических компаний.
Среди них китайский фонд Fosun (крупнейший акционер Thomas Cook с долей 18%), один из национальных туроператоров Китая, российская авиационная компания, заинтересованная в развитии чартерных перевозок, банк, а также АФК «Система» — владелец туроператора до 2018 года.
Первые сообщения о том, что ведутся переговоры о продаже «Интуриста» владельцу Anex Tour, появилась 18 октября 2019 года после сообщений в турецких СМИ. «Мы опровергаем какие-либо сделки и переход под контроль новых акционеров», — ответили в тот же день в пресс-службе «Интуриста».
46-летний Нешет Кочкар, владелец турецкого туроператора Anex Tour с годовым оборотом $2,4 млрд., проявляет интерес не только к российскому активу британской компании.
Летом 2019 года, когда рыночная стоимость Thomas Cook Group Plc упала до 69 млн. фунтов с 2,2 млрд. фунтов в мае 2018 года, турецкий бизнесмен приобрел 8% акций британского туроператора за 10 млн. фунтов.
После этого акции компании на Лондонской бирже выросли в три раза, что позволило участникам рынка заподозрить Кочкара в спекулятивном интересе к активу. Он якобы мог консолидировать акции миноритариев и заработать на продаже пакета китайскому фонду Fosun.
Впрочем, сам бизнесмен опровергал это: «Моя цель — не получать прибыль, торгуя акциями Thomas Cook. Все видят в ней сломанную машину, но я верю, при правильных шагах это отличная машина, которая будет снова работать очень эффективно».